Слово в день памяти святителя Иоанна Златоуста

26 ноября, в актовый день Екатеринодарской семинарии, настоятель прихода архимандрит Трифон (Плотников) принял участие в богослужении и произнес проповедь за божественной литургией.

26-27 ноября 2018 г. по благословению митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора в Краснодаре прошли торжества, посвященные дню памяти святителя Иоанна Златоуста – небесного покровителя Екатеринодарской духовной семинарии.

В день памяти святителя Иоанна божественную литургию в Екатерининском кафедральном соборе г. Краснодара возглавил епископ Туапсинский Дионисий, викарий Екатеринодарской епархии.

Участвовал в богослужении и настоятель Всесвятского прихода архимандрит Трифон (Плотников), являющийся одним из семинарских преподавателей. Отец архимандрит по запричастном стихе произнес проповедь.

***

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Так уж бывает, что иногда ты почти тонешь в бушующем житейском море, захлебываешься от внешних суровых волн и внутренних нестроений. Иногда тебе кажется, что не хватит сил идти дальше…

Но, оглядываясь назад – в историю родной Церкви, ты видишь (и здесь можно перефразировать известную строку из стихотворения «Письма римскому другу» Иосифа Бродского, где он пишет: «Мы, оглядываясь, видим лишь руины») – так вот, в истории Церкви ты видишь не руины, а мощные непотопляемые скалы духа.

И, соприкасаясь с совершенно удивительными житиями святых, ты выбираешься на спасительную твердость этих духовных скал.

И складывается такое ощущение, видимо, потому, что угодники Божии изо всех сил старались жить здесь, на земле, – по небесным законам. И постепенно, восходя от силы в силу, из степени в степень, приобретали некую равноангельность. Уже здесь становились гражданами Царствия Небесного.

Буквально вчера мы молитвенно совершали память святителя Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского. Того патриарха, который с самого начала своего патриаршего служения велел ежедневно кормить из церковной казны свыше 7 тысяч нищих и убогих в Александрии. Того патриарха, который два раза в неделю сам лично, сидя на паперти патриаршего собора, принимал всех нуждающихся: разбирал распри, помогал обиженным, раздавал милостыню. Несколько раз в неделю посещал больницы и оказывал помощь страдальцам. А когда персы разграбили, сожгли Иерусалим и захватили множество пленных, патриарх Иоанн выделил большую часть церковной казны для выкупа пленных.

А однажды, по дороге в больницу он встретил нищего и велел дать ему, по обычаю, 6 сребреников. Нищий же, оказался «проворным» – переменив одежду, обогнал патриарха и снова стал просить милостыню. Иоанн снова дал ему 6 сребреников. Когда же нищий в третий раз попросил подаяния, и помощники патриарха стали гнать назойливого просителя, святитель приказал дать ему уже 12 сребреников, сказав при этом: «Не Христос ли испытывает меня?»

Одной из таких духовных скал, был и святитель Иоанн Златоуст, память которого празднуем сегодня, великий учитель Церкви. И не только учитель, но и, что не менее важно, – сам делатель.

День памяти святителя Иоанна Златоуста установлен 26 ноября. Обычно же днем памяти любого подвижника Божиего является день его кончины – день, когда он соединяется со Христом и входит в рай, день его личного воскресения. Но в случае со святителем Иоанном все произошло иначе.

На самом деле, как мы знаем, этот угодник Божий почил 14 сентября 407 г. в праздник Воздвижения Животворящего Креста. И вот ради праздника день его памяти был и перенесен на 13 ноября по старому стилю, то есть на 26 ноября – по стилю новому).

Кстати, или, может, совсем не кстати, взирая на нынешние украинские события по поводу автокефалии, так и хочется отметить: какими, все-таки, разными бывали константинопольские патриархи.

Говоря же о святителе Иоанне Златоусте, примечательно и то, что святой из-за великого своего смирения никогда не хотел быть ни Константинопольским архиепископом, ни даже священником.

«Шесть слов о священстве» стали настольной книгой священнослужителей всех поколений, своей актуальности они не утратили и по сей день. В этом сочинении ясно видно, как ужасается святитель этого высокого равноангельного священнического служения. Как отчетливо он осознает все подводные камни и опасности священства, особенно когда речь идет об отношениях с обществом. И в этом было что-то пророческое. Святитель Иоанн Златоуст четко описал именно те общественные нестроения, которые привели его, в конце концов, почти к крестному, мученическому бытию.

Святой всегда тяготел к монашеской жизни, причем даже не общежительной, но – к отшельнической. Бог же готовил ему иной удел. Светильник не мог укрыться под спудом, но был поставлен на верху горы, откуда воссиял всем. На момент иерейской хиротонии святому было тридцать девять лет.

Ревностный пастырь, блестящий богослов, ритор, философ, получивший прекрасное как духовное, так и светское образование, он глубоко изучает Священное Писание. Но главным его даром была, конечно же, проповедь.

Известно, что он произносил довольно длинные проповеди. Ему выносили кресло и ставили посреди храма. Он садился в него и начинал проповедовать. Что важно здесь отметить? Эти гомилии и потому еще не только не были утомительными, но и увлекали людей, что проходили они в виде живых бесед. Верующие активно участвовали в обсуждении вопросов.

Проповеди святителя были яркими, образными и в то же время простыми, доходчивыми. Еще в Антиохии Иоанн получает прозвище Златоуст (Χρυσόστομος – «Златоуст»).

Кроме того угодник Божий много времени уделял делам милосердия. При нем Антиохийская Церковь ежедневно кормила до трех тысяч дев и вдовиц, не считая заключенных, странников и болящих.

При этом сам святой жил очень просто. Питался скудно, одевался бедно, совершенно не обращая внимания на внешний вид. Однажды даже Александрийский Патриарх Феофил обиделся на него за то, что святой, уже будучи Предстоятелем Церкви, встречая его, накрыл скудный стол. На такие мелочи Иоанн Златоуст совсем не обращал внимания. Главной была душа, обращенная к Богу.

Известность антиохийского подвижника простиралась далеко за пределы родного края. И когда в 397 г. Константинопольская кафедра осиротела, (умер Архиепископ Нектарий)  его рукополагают во епископа и возводят на кафедру Константинополя. Таким образом, святитель, сам того не желая, оказывается Предстоятелем Церкви.

Как мы знаем, Константинополь того времени представлял собой печальное зрелище. Внешне – христианский город с пышностью отправляемых обрядов и богослужений. А внутренне, сердечно – это была столица, где царствовали язычество и безнравственность. Нравы императорского двора отличала распущенность. Знать утопала в пороках и роскоши. Народ же влачил нищенское полуголодное существование.

И вот в этот город, погрязший в роскоши и грехах, прибывает строгий аскет, праведник и молитвенник святитель Иоанн Златоуст. Результат – великий золотой город, столица мира, его сломить не смог.

Сам, являя пример благочестивой жизни, архипастырь берется за главное – за исправление жизни духовенства. Иоанн Златоуст отказывается от приглашений на разные увеселения и праздничные обеды, распродает богатое имущество архиепископии: мебель, роскошные шторы, посуду, мрамор. Вырученные деньги отдает на содержание двух больниц и нескольких гостиниц для паломников. Обличает посещение языческих увеселений – ипподромов, театров с распутными кровавыми постановками. Конечно же, этим всем он вызывает немало гнева и озлобления у привыкших жить в роскоши.

В лице императрицы Евдоксии, жены императора Аркадия, святитель приобретает себе влиятельного врага: в обличительном слове о суетных женщинах царица усматривает намек на себя. Последняя капля: когда Евдоксия пытается отобрать виноградник у одной знатной вдовы, недавно потерявшей мужа, а Константинопольский архиепископ становится на сторону вдовы и защищает несчастную женщину от царского произвола.

Под покровительством Евдоксии созывается собор во главе с Александрийским патриархом Феофилом и некоторыми египетскими епископами. Они осуждают Иоанна по сфальсифицированному обвинению в оригенизме. Святителю присуждают ссылку.

На улицах Константинополя происходит сильнейшее волнение. Феофил спасается бегством. У храма, где пребывал святой, столпился народ, готовый защищать своего архипастыря. Как и Спаситель, повелевший апостолу Петру меч вложить в ножны, святитель во избежание кровопролития, как истинный последователь Христа, сдается добровольно. Той же ночью в столице происходит землетрясение. Испуганный император освобождает святителя и возвращает ему кафедру.

Однако совсем скоро в столице воздвигают колонну в честь Евдоксии. Это сопровождается игрищами и почти языческими пиршествами. Шум даже мешал проведению храмового богослужения. Никакие увещевания и жалобы святителя Иоанна Златоуста не действовали. Тогда он публично обвинил императрицу, назвав ее беснующейся, неистовствующей Иродиадой.

И снова интриги и ссылка на далекий Кавказ. В день Пасхи 404 г., во время богослужения, Иоанн взят под стражу. Домашний арест, потом его отправляют в Вифинию. Затем еще дальше – в Малую Армению, где он проводит в нужде и лишениях три года.

Но Евдоксия не успокаивается. Назначено новое место ссылки – Питиунт (современная Пицунда в Абхазии). При этом страже ставится задача следующего смысла: «Если не дойдет, то это будет хорошо». Понятно, что условия содержания соответствовали поставленной цели.

До Питиунта святитель Иоанн действительно не доходит. В местечке Команы силы покидают его. Возле склепа мученика Василиска ему является сам угодник Божий и укрепляет словами: «Не унывай, брат Иоанн! Завтра мы будем вместе».

Здесь же, в Команах, причастившись Святых Христовых Таин, святитель Иоанн Златоуст со словами «Слава Богу за все!» отходит ко Господу. Было это, как мы уже сказали, 14 сентября 407 г.

И вышло так, что в праздник Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня святитель Иоанн из жизни своей воздвиг во славу Божию и свой крест.

Автор Литургии, многих богословских сочинений, вошедших в сокровищницу святоотеческой мысли, труженик на ниве Христовой, много боровшийся за чистоту Православия с ересями, имеющий также отношение и к нашей стране (он поставил в Крыму епископа), стал воистину драгоценным алмазом в деснице Божией – драгоценной звездой, сияющей нам Христовым светом на духовном небосклоне.

Житие святителя Иоанна Златоуста, твердость его духа, его духовный подвиг для душ мятущихся, страждущих воистину являются среди бушующего житейского моря твердой духовной скалой.

Святителю отче Иоанне Златоусте, моли Бога о нас!

Фото: из архива АТ

Пресс-группа Всесвятского прихода г. Краснодара

 

Статья написана trifon54

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели