Священник Александр Кухта: «Сначала нужно разрушить стереотипы»

В рамках Екатерининских чтений священник-видеоблогер встретился со студентами факультета журналистики КубГУ.

27 ноября 2018 г. в рамках XII Екатерининских чтений «Православие и наука в XXI веке» священник-видеоблогер, автор проекта «Batushka ответит» иерей Александр Кухта встретился со студентами факультета журналистики Кубанского государственного университета.

Минский гость вел разговор о манипуляциях в масс-медиа, способности человека анализировать информацию и возможности делать свободный выбор.

Начал свое выступление священник с вопроса: «Что ваши друзья знают о Папе Римском?»

Всего пара человек привели отрывочные примеры новостей о мытье ног нищим и передвижениях на общественном транспорте.

Далее тот же вопрос он задал о Святейшем Патриархе Кирилле. И в ответ услышал множество примеров, подавляющая часть которых носила негативный оттенок.

«Почему так происходит? Почему об одном из них вы помните что-то хорошее, а о другом – что-то плохое? Означает ли это, что один из них правда хороший человек, а другой – не очень?» – поинтересовался оратор.

В ответ студенты стали рассуждать о том, что новости о людях совершенно не дают возможности узнать этих людей.

«Хорошо. Тогда как будущие журналисты, скажите мне, можете ли вы беспристрастно и объективно описать хотя бы то, что сейчас происходит в этом зале?» – задал вопрос священнослужитель.

В аудитории были слышны утвердительные восклицания, но попытались описать происходящее лишь две студентки. Одна из них сказала, что в аудитории собрались люди, которые слушают, что им говорит священник. Другая описала ситуацию несколько иначе: в аудитории собрались однокурсники, которые слушают странно одетого молодого человека. Тогда видеоблогер предложил и свое описание: «В аудитории собрались студенты – будущие журналисты и пиарщики; среди них больше всего девушек, которые накрашены, без платков и в джинсах. Верно ли это?».

Во время такого эксперимента звучали шутки, студенты спорили друг с другом и с гостем, кто-то соглашался, но в итоге все пришли к выводу, что каждый описывает происходящее лишь с той стороны, которая интересна лично ему.

«Так вот – все, что вы знаете о Святейшем Патриархе, или Папе Римском, или о ком то еще – скорее всего не правда, а лишь чья-то оценка происходящего. Тогда возникает другой вопрос – а почему мы этому верим?» – продолжил рассуждения священнослужитель.

С каждым новым тезисом зал оживлялся все сильнее, рассуждения все чаще перерастали в дискуссию.

После некоторых рассуждений священник привел еще один вывод, основываясь на трудах преподавателя новозаветных дисциплин Оксфордского и Кембриджского университетов Н.Т. Райта, а также на концепциях американского писателя Уолтера Липпмана и одного из крупнейших и влиятельных специалистов в сфере PR Эдварда Бернейса.

«Мы находимся как бы в коконе собственных убеждений, которые на самом деле нам навязаны. Так нам проще. Н.Т. Райт говорит, что человек слишком ленив для того, чтобы оценивать достоверность получаемой информации», – сказал иерей Александр Кухта.

На вопрос слушателей, что же он имеет ввиду, гость привел несколько примеров, в одном из которых упомянул популярные гаджеты.

«Мне было необходимо купить смартфон и я пришел в магазин. Стал рассуждать – что я знаю о каждом из предложенных брендов?! iPhone – для мажоров: вряд ли, видя меня с этим телефоном в руках человек разрушит свои стереотипы, скорее наоборот, даже если это старая разбитая модель. Следующим стал Samsung. Я слышал, что у них неплохие модели, но это очень дорого. Потом я увидел китайские noname’ны и даже не стал на них останавливаться, потому что ничего о них не знаю. Так я выбрал huawei, которым сейчас пользуюсь», — объяснил священник.

Далее он пояснил, что в современном мире постмодерна для человека вообще не существует истины и каждый находится как бы в клетке собственных представлений о мире.

«Понимаете, так же, как с телефоном, человек решает для себя и вопросы более высокого порядка. Церковь? Мне нужно подумать о Церкви? Ладно, что я о ней знаю?! Ну это попы на мерседесах, тут все понятно – это не для меня. И таким образом рассуждает подавляющее большинство. Иногда на пути людей встречаются такие, как я – которых пытаются впихнуть в уже существующие шаблоны, но это никак не получается. Тогда шаблон рвется и человеку приходится по-новому обдумать когда-то возникший у него вопрос», – продолжил рассуждать отец Александр.

Студенты признались, что они и их сверстники часто встречаются с проблемами, о которых говорили в аудитории, но они не знают решения этих проблем, и редко в своей повседневной жизни встречают тех, кто может им помочь найти ответы на возникающие вопросы.

Далее общение развернулось в область пропаганды и манипуляции.

«Многие из вас, как будущие журналисты, знакомы с деятельностью Уолтера Липпмана. Это именно он считается родоначальником термина «стереотип». Липпман считает невозможным существование человека без пропаганды чего бы то ни было. В конце концов, стереотипы появляются у человека как попытка приспособиться к чему-то. Помните, я сказал о человеческой лени? Так вот – согласно его концепции мы имеем возможность адекватно воспринимать информацию только о том, в чем очень хорошо разбираемся: программисты – в области программирования, ученые – в областях своих наук, автослесари – в ремонте автомобилей. Но в остальных областях человек не имеет никаких подлинных знаний, кроме шаблонов. И любое общение людей друг с другом является пропагандой», – сказал гость из Белоруссии.

«Манипуляцией общественным мнением занимался всю жизнь Эдвард Бернейс. Он знал, что реклама сама по себе не добьется успеха, поэтому преподносил ее как новости. В один из модных показов он договорился с организаторами о том, чтобы модели курили сигареты во время демонстрации. Новость об этом облетела всю страну. И как результат – в США женщины, которых до этого могли арестовать за курение, стали намного чаще покупать сигареты», – привел один из примеров священнослужитель.

Гость поинтересовался у студентов, видят ли они выход из этого положения. Выслушав несколько мнений, он поделился своим взглядом на происходящее.

«Мне кажется, что единственным выходом может быть только диалог на равных. Под этими словами я понимаю не общение с любым встречным человеком. Нет, тогда вы будете общаться не с ним, не с человеком, а с его убеждениями, шаблонами и стереотипами. Сначала нужно разрушить стереотипы. Только тогда, на этой выжженной земле можно посеять по-настоящему ценное семя. Здесь я понимаю диалог, который начинается с фразы «a». За ней следует ответ «b» собеседника, включающий в себя контекст фразы «a». Первый человек на фразу «b» отвечает фразой «c», включающей в себя контекст двух предыдущих. Красота и опасность такого диалога заключается в том, что невозможно предсказать, какой будет фраза «x», и насколько сильно диалог изменит обоих собеседников».

Завершая встречу, иерей Александр Кухта выразил надежду, что она принесет пользу присутствующим, а они сумеют не только найти ответы на свои вопросы, но и реализовать их в будущей профессии.

Фото: священник Вячеслав Клименко

Пресс-группа Всесвятского прихода г. Краснодара / Сайт Кубанской митрополии

Статья написана trifon54

Комментарии (1)

  1. Андрей Гальченко
    Андрей Гальченко на | | Ответить

    Вот и название нашлось:

    ПОСТМОДЕРН.

    Мы все мемного робинзоны
    Чего-то ждём от горизонта
    В прибое щепки собираем
    И починяем старый зонтик.
    Наш диалог в бутылках письма.
    Кто их читает, мы не знаем.
    Может, улягутся в копилку,
    Кого-то, может, позабавят.
    Может, кого-то растревожат
    С ума сведут и в путь отправят.
    Но это мало вероятно
    Так, исключение из правил.
    Скорее же болтаться будут
    И по волнам кататься вечно
    Среди таких же вот бутылок
    И вечной грусти человечьей.
    Мы все немного робинзоны
    В глуши построили шалашик
    И ночевать в него уходим
    Писать в бутылку письма наши.

    https://vk.com/wall253488452_2484

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели