Епископ Памфил (Лясковский)

Вы открыли страницу, посвященную памяти убиенного епископа Краснодарского (Екатеринодарского) и Кубанского Памфила (Лясковского). Здесь мы помещаем его краткое жизнеописание.

Другие материалы, связанные с его жизнью и деятельностью размещаются в одноименной рубрике «Епископ Памфил (Лясковский)».

 

 

«Поминайте наставников ваших, которые

проповедовали вам слово Божие, и,

взирая на кончину их жизни,

подражайте вере их» (Евр.13.7).

 

Епископ ПАМФИЛ (Лясковский)

(05.10.1883 – 23.01.1936)

В годы антицерковных гонений на Екатеринодарской кафедре пострадал не один архиерей: архиепископ Феофил (Богоявленский), епископ Памфил (Лясковский), архиепископ Софроний (Арефьев).

 Среди них епископ Памфил – единственный владыка-мученик, чья могила известна. Но большевики решили уничтожить его доброе имя, опорочить саму память о священномученике, инсценировав его самоубийство. Не осталось документов, фотографий, вещей. Однако память о великом страдальце жива.

Сюда, на Всесвятское кладбище г. Краснодара, множество людей приходят на его могилу за утешением, исцелением, благодатной помощью, как приходили и в 30-е, и в 40-е, и во времена хрущевских гонений.

***

Родился владыка в селе Арестове* (1) (ныне Орестов, укр. – Орестiв) Ровенского уезда Волынской губернии 5 (18) октября 1883 г. в семье потомственного священника Александра Иосифовича Лясковского и Надежды Федоровны (в девичестве Панкевич), происходившей из старинного священнического рода Волыни. Весь род будущего святителя Кубанского, был также священническим (2).

Петр был четвертым ребенком в семье. Старшие братья Павел, Никон, Евгений и младшие сестры Мария и Нина, все в свое время окончили духовные заведения.

Арестов находится в живописной холмистой местности, окруженной небольшими озерами и поросшей яблоневыми садами. А над селом, на самом пригорке, возвышается церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь каменная, построена в конце XVII века. В XIX веке в ней служил отец епископа Памфила – протоиерей Александр Лясковский. До этого настоятелями храма в течение 44 лет поочередно были дед и прадед владыки Памфила по материнской линии (3).

В 1897 году Петр Лясковский окончил Клеванское духовное училище (4). В том же году четырнадцатилетний Петр поступает в Волынскую духовную семинарию, которую оканчивает в 1903 г. со званием студент, по первому разряду (5). В разные годы выпускниками именно этой семинарии были несколько поколений родственников владыки Памфила как по отцовской, так и по материнской линиям.

 

 

 

 

 

 

 

Московская духовная академия

Окончив Волынскую духовную семинарию, Петр Лясковский поступает в Московскую духовную академию. После успешной сдачи экзаменов 3 сентября 1903 г. зачислен на казённую стипендию (6).

 В годы учебы в академии тяжело заболевает мама. Болезнь матери Петр переживает близко к сердцу и 4 марта 1906 г. едет на Родину (7). Вскоре мамы не стало.

На четвертом курсе академии студенты писали сочинение на степень кандидата богословия. Петр Лясковский выбрал такую тему: «Учение о церкви в сочинениях первых расколоучителей». Руководителем его дипломной работы стал доцент богословия по кафедре истории русского раскола, будущий священномученик, Илья Михайлович Громогласов. В своей рецензии на дипломную работу, он отмечает:

«…это превосходная работа, о которой можно и должно отозваться с самой решительной похвалою. Внимательное изучение основных первоисточников и литературы, определенность научных взглядов, зрелость суждений, ясность мысли и почти безукоризненная выработанность стиля, дают право приветствовать в лице г. Лясковского, человека вполне подготовленного к серьезной ученой работе, по крайней мере, в области избранной им специальности» (8).

Житомир

По окончании Московской академии в 1907 г. Пётр Лясковский направлен в Житомир, который в начале ХХ столетия был небольшим губернским городом. Преобладающую часть населения составляли иудеи, затем православные, третье место занимали католики, а также в небольшом числе проживали чехи-гуситы и немцы-лютеране. В городе было множество синагог, католическая семинария, костелы, одна немецкая кирха и более десятка православных церквей. Весной город утопал в садах. Так, Житомир на несколько лет становится городом, с которым тесно связана судьба владыки.

Преподавательская деятельность Петра Лясковского началась в Волынском епархиальном женском училище, куда он был определен на должность преподавателя истории и географии (9). А спустя три года, в докладе по учебному комитету при Святейшем Синоде от 15 сентября 1910 г., говорится, что Пётр Александрович ходатайствовал о переводе его в Житомирское духовное училище на должность преподавателя греческого языка (10).

В те годы Волынскую епархию возглавлял архиепископ Антоний (Храповицкий) – личность в истории Русской Православной Церкви яркая и самобытная. Возможно именно под его влиянием в 1911 г. в возрасте 27 лет Пётр Лясковский принимает монашеский постриг.

В «Волынских епархиальных ведомостях» в статье о постриге Петра Лясковского писали: «Любовь к церкви, предпочтительный пред всеми прочими интерес к религиозным вопросам, склонность к монашескому подвигу всегда заметно выделяли Петра Александровича и делали его близким и родным монашеской братии. Вопрос о постриге для него был только вопросом времени».

Пётр Лясковский в своём прошении о пострижении в монашество 21 мая 1911 г. писал: «Познав мирскую суету, смиреннейше прошу Ваше Высокопреосвященство сподобить меня малого ангельского образа» (11).

Для приготовления себя к достойному принятию пострига Пётр подвизался в Свято-Духовом скиту Почаевской лавры, там он нёс клиросное послушание.

Постриг состоялся в Успенском соборе лавры. Решением Духовного собора лавры дата пострижения была назначена на 24 мая 1911 г. 25 числа он был рукоположен во иеродиакона, а 29 мая – во иеромонаха (12).

Исповедовал и приводил к присяге духовник Почаевской лавры архимандрит Паисий. Он писал: «По испытании его совести препятствий к рукоположению его в иерейский сан не оказалось» (13).

В «Волынских епархиальных ведомостях» описываются самые важные моменты монашеского пострига Петра Лясковского – как все происходило, кто совершал постриг, и какими словами напутствовали новопостриженного. Всё это позволяет нам лучше узнать личность молодого Петра Лясковского. Несмотря на молодой возраст, ему была свойственна любовь к храму, чем он был сродни «монашеской братии». Имея добрые человеческие качества, он заслужил к себе любовь друзей и сослуживцев. Возможно, поэтому архиепископ Антоний выбрал ему монашеское имя Памфил, что в переводе означает «всем друг». Таким он запомнится и на последнем месте служения Церкви – на Краснодарской кафедре.

В напутственном слове владыка Антоний предупреждает молодого монаха Памфила о тех искушениях, которые его ждут на стезе служения в учебно-воспитательном деле. Вручая икону преподобного Иова, владыка пожелал Памфилу быть стойким борцом за святое православие, «в служении своему родному Волынскому краю» (14).

По ходатайству архиепископа Антония (Храповицкого) 10 июня 1911 г. иеромонах Памфил назначен преподавателем гомилетики, литургии и практического руководства для пастырей в Волынской духовной семинарии (15).

Проживал новопостриженный иеромонах Памфил в архиерейском доме в Житомире (16). Здесь была домовая церковь и маленькая монашеская братия при ней, что позволяло служить в семинарии и вести монашеский образ жизни.

Работа в семинарии требовала от преподавателя большого терпения, такта, искреннего и доброго отношения к воспитанникам. Весной 1912 г. десять семинаристов перед началом экзаменов решили сходить на богомолье в Тригорский монастырь, что в 30 километрах от Житомира. Руководителем паломнической группы семинаристы единогласно избрали иеромонаха Памфила (Лясковского). В «Волынских епархиальных ведомостях» отмечалось, что проповедь, сказанная в монастыре отцом Памфилом, произвела сильное впечатление на молящихся: «Дело в том, что в монастыре за отсутствием образованных проповедников живое слово с кафедры раздается не особо часто» (17).

Обычная практика тех лет была такова, что учёное монашество постоянно переводили с одной епархии в другую, постепенно поднимая их по ступеням церковной иерархии. 10 декабря 1912 г. решением Святейшего Синода иеромонаха Памфила назначили ректором Полтавской духовной семинарии с возведением его в сан архимандрита (18).

Этим назначением закончился волынский период в жизни будущего владыки Памфила.

Вероятно, покидая свой родной край, он надеялся, что ещё не раз сюда вернётся, побывает в любимой Почаевской обители. Покидая Житомир, он и помыслить не мог, что через десять лет его арестуют, а сёла Арестов Ровенского уезда и Иванье Дубенского уезда, где служили его предки, окажутся под властью Польши.

 

 

 

 

 

Полтавская семинария

10 декабря 1912 г. архимандрит Памфил становится ректором Полтавской духовной семинарии. На пороге Первая мировая война и революция, в духовных семинариях все больше расшатывалась дисциплина, революционно-настроенная молодежь вела агитацию среди семинаристов, проявлялись разногласия и в педагогической среде. В такое нелегкое время молодому архимандриту Памфилу довелось возглавить семинарию. Но и в былые годы семинария испытывала революционные потрясения. В 1905 г. семинарию неоднократно закрывали за революционные бунты. Достаточно сказать, что в этой семинарии учились революционер С. Петлюра и священник Г.А. Гапон.

На этом посту его мудрая любовь к людям, должна была соединяться с требованием строгого соблюдения церковного благочестия и чистого исповедания Христа.

В Полтавской семинарии архимандрита Памфила окружало много замечательных педагогов, некоторые из них в будущем стали знаменитыми архиереями: иеромонах Афанасий (Сахаров) – будущий епископ Ковровский, иеромонах Николай (Могилевский) – будущий митрополит и священноисповедник Алма-Атинский.

В жизнеописании последнего есть воспоминания о периоде служения в Полтавской семинарии. Кстати, иеромонах Николай (Могилевский) в Полтавскую семинарию был назначен практически в одно время с архимандритом Памфилом. Вот как рассказывал владыка Николай об общей атмосфере в семинарии в тот период:

«…Потом назначили меня инспектором духовной семинарии в Полтаве. Сперва пришлось трудновато. Студентов 600 человек и инспекторов они не любят. Очень развита была в семинарии картежная игра. Здание большое, легко найти в нем укромное местечко, где бы четыре человека могли ночью тайком играть в карты. А пятого выставляли дежурить на лестнице – стоит, и как будто книгу читает. Подойдешь к нему, он сразу разговор об этой книге заводит, а игроки тем временем разбегаются и прячутся. Пришлось однажды, чтобы обличить их, подняться запасным ходом по черной лестнице. Они в азарте игры не замечают меня и кричат: «У меня пики!» – «А у меня трефы!» А я подхожу к ним и говорю: «А у меня бубны». Они с криком бегом прятаться в уборную. Вхожу туда – там только трое, а четвертого нигде нет. Ну, думаю, неужели выскочил в окно с третьего этажа? Даже страшно стало… А сторож показывает мне на печку – смотрю, действительно, на печке сидит семинарист. Стащили мы его оттуда всего в пыли и паутине, а он – в слезы:

 – Теперь меня исключат, а у меня мама только и ждет, пока я окончу курс.

Но я никогда никому на них не жаловался. Только сам пожурю, и на этом дело кончается.

Но все же сначала они меня не любили. Привезут, бывало, в своих чемоданах из дома сало, и едят его потихоньку в Великий пост.

– Нехорошо, – говорю, – ведь вы – будущие священники!

 А в ответ крики:

– Совсем мы не хотим быть священниками, а пойдем потом в светское учебное заведение!

 Но все же сало это я у них отнимал и целую груду кусков относил, бывало, в соседний с нами военный лазарет — пусть раненые едят на здоровье!..» (19).

Однако и в такой обстановке о. Памфил видел только лучшее в воспитанниках и старался своим словом и примером прививать семинаристам патриотизм, любовь к Богу и Родине. В одной из проповедей он обратился к выпускникам с такими словами:

«Вот вы, дорогие юноши, окончили полный курс семинарии, поздравляю вас с окончанием его. Вы учились в то время, когда жизнь в семинарии протекала неспокойно. Но вы всё это благополучно пережили. Ваша школьная жизнь, каждый день и час ее, предварялись молитвой – пусть и в дальнейшей жизни, единственно она руководит вами. Учили вас здесь наукам гуманитарным, философским и другим, но, главным образом, наукам богословским. То, над чем в светских школах уже смеются, что так усердно изгоняют, для вас было положено во главу угла. Живя в духовной школе, вы не пользовались таким весельем, каким пользуются, быть может, люди светской школы, не ищите и в жизни веселья. Да оно вас и не ждёт… Многих из вас, быть может, ждёт бедность, нужда, не бойтесь ее, знайте, что счастье не в богатстве. Полагайте цель свою в жизни будущей. Любите народ, из среды которого вы вышли, несите в благодарность ему всё то, что дала вам духовная школа, старайтесь посеять в нём духовное, чтобы пожать потом телесное… Хотелось бы всех вас видеть на поприще священническом, но и те из вас, которые изберут другое поприще, надеюсь, останутся христианами добрыми, верными сынами своей матери Церкви. За месяцы моего пребывания с вами, я успел почти каждого из вас узнать, успел полюбить вас и оценить ваш труд, которому вы предавались, как видел я, охотно и с любовью. В это, сравнительно короткое время, я старался делать для вас одно лучшее, но, как вообще человек – не безгрешен, быть может, кого-нибудь обидел чем – прошу, простите мне: с миром хочу расстаться с вами. Все мы, ваши бывшие наставники и преподаватели, так усердно готовившие вас к жизни, будем неустанно следить и по выходе вашем из школы – и какое счастье, какая радость услышать о вас одно доброе, одно приятное; слышать о вас, как о добрых гражданах и верных слугах своей Церкви и Родины…» (20).

Тепло и сердечно он относился и к коллегам по семинарии. В Полтавской семинарии на кафедре истории раскола и обличительного богословия преподавал Владимир Николаевич Терлецкий. Знаменит он был как автор статей против раскола, редактор «Полтавских епархиальных ведомостей». В 1913 г. исполнилось 25 лет служения в семинарии сего уважаемого педагога. Архимандрит Памфил в своей речи особо подчеркнул яркие черты его личности:

«…нельзя не упомянуть о Вашем «внутреннем человеке», симпатичнейшем Вашем характере… Ваша доброта, приветливость, желание всем помочь, сделать добро – известны всем. К Вам с одинаковой любовью и уважением относятся, как сослуживцы, так и питомцы; и эти чувства являются ответными на такие же чувства с Вашей стороны. Ещё одна черта Вашего характера обращает на себя внимание, и не могу воздержаться, чтобы не упомянуть о ней. Вы, вероятно, являетесь единственным в России преподавателем семинарии по кафедре раскола, не изменившим своему первому назначению во всю жизнь. И прослужили на этой, скудно оплачиваемой кафедре, соединённой, кроме того, с бесплатным заведыванием фундаментальной библиотекой, что является делом весьма трудным, все 25 лет! И этим обнаружили своё полное бескорыстие в наш материалистический век» (21).

20 июля 1914 г. Российская империя стала участницей Первой мировой войны, которая повлияла и на жизнь семинарии. Впервые в истории духовного образования России на войну были призваны семинаристы. Часть полтавских семинаристов ушла на фронт. Вскоре семинария открыла лазарет для раненых. В 1915 г., когда русским войскам пришлось отступать, здание семинарии было занято Виленским военным училищем. Это изменило учебный процесс в семинарии. Многие семинаристы учились заочно, для сдачи экзаменов приезжали в Полтаву и за свой счёт нанимали жильё.

В 1915 г. с наступлением австрийской армии, целый ряд уездов Волынской губернии были оккупированы. У архимандрита Памфила на Волыни оставались родственники: братья, сестры, отец. В числе беженцев, эвакуированных из оккупированной части Дубенского уезда, оказался родной брат владыки Евгений Лясковский. Трудное положение брата, побудило архимандрита Памфила обратиться за помощью к наблюдателю церковно-приходских школ Волынской губернии протоиерею Федору Казанскому. 1 ноября 1915 г. он пишет ему письмо в Житомир с просьбой устроить брата на преподавательскую должность. Эта просьба вскоре была удовлетворена. Согласно документам Волынского епархиального совета от 11 ноября 1915 г., в рапорте Новгород-Волынского уездного наблюдателя сообщается, что в епархиальный совет поступило прошение предоставить место учителя, от имеющего учительское звание Евгения Лясковского. Епархиальный совет постановил назначить Евгения Лясковского на учительское место с. Житинцы (22).

В числе беженцев оказалась и родная сестра владыки Памфила – Мария Лясковская, которая была учительницей в церковно-приходской школе г. Луцка. Летом 1915 г. Луцкий уезд был оккупирован австрийскими войсками, а все церковно-приходские школы г. Луцка эвакуированы в г. Полтаву. То, что Мария была эвакуирована в Полтаву, становится понятно из письма архимандрита Памфила, где он от ее имени передает поклон протоиерею Федору Казанскому (23).

Последние годы служения архимандрита Памфила в Полтавской духовной семинарии приходятся на конец 1917 и начало 1918 гг., когда в стране произошёл революционный переворот. Украина провозгласила себя независимым государством. Совет народных комиссаров декретом от 23 января 1918 г. отделил Церковь от государства, что в итоге послужило основанием для начавшегося притеснения верующих, а затем переросло в открытое гонение.

Сведения, сохранившиеся в «Полтавских епархиальных ведомостях» за этот период ограничиваются несколькими распоряжениями по семинарии в духе времени.

В январе 1918 г. в Полтаве утвердилась власть большевиков, и вскоре семинарию закрыли. Архимандрит Памфил оказался последним ректором Полтавской духовной семинарии.

По свидетельству историков, за годы смуты (1917-1921 гг.) в Полтаве власть менялась 12 раз.

Епископ Памфил

26 декабря 1921 г., архимандрита Памфила возводят в сан епископа Стародубского, викария Черниговской епархии. Известна только дата хиротонии, по новому церковному стилю приходящаяся на 8 января 1922 г. Где, кем и при каких обстоятельствах было совершено его рукоположение во епископа пока остается невыясненным. В те годы, каждый, кто принимал епископский сан, обрекал себя на добровольное страдание и мучения, ведь большевики, стремясь уничтожить Православную Церковь, старались нанести удар прежде всего по епископату и обезглавить кафедры.

О периоде служения владыки Памфила на Украине немногое находим в труде А.Ф. Тарасенко, где опубликованы документы следственного дела архиепископа Пахомия (Кедрова). Среди них письма владыки Пахомия, написанные в 1922 г. В одном из этих писем, от 3 апреля 1922 г., владыка сообщает об управлении Черниговской епархией: «В Киевской епархии теперь до семи викариев. В Черниговской их пока трое: епископ Иоанн Конотопский и Новгород-Северский, живущий в г. Конотопе, Преосвященный Николай, епископ Сосницкий и Борзенский, живущий в г. Чернигове и Преосвященный Памфил, епископ Стародубский и Мглинский, живущий в г. Стародубе. Всеми делами уездов Черниговского, Городнянского, Остерского, Козелецкого и Нежинского управляю я, заведую в частности, в этих уездах и утверждением псаломщиков» (24).

По сведениям Свято-Тихоновского гуманитарного университета, епископ Памфил арестован советскими властями в 1923 г. и осуждён к трём годам ссылки (25). Причиной для ареста могли стать борьба с обновленчеством, украинскими автокефалистами, с богоборчеством. К сожалению, не найдены пока сведения, кем и за что конкретно он был арестован и осуждён. Сослали владыку в город Яренск Архангельской губернии.

Ко времени возвращения владыки Памфила из ссылки (1928 г.) уже три года как почил Святейший Патриарх Тихон, и Церковью управлял заместитель Патриаршего местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский). В 1927 г., находясь под сильным давлением ОГПУ, 29 июля он опубликовал свою «Декларацию» – послание к пастырям и пастве. После чего власти официально признали Русскую Православную Церковь. Установление лояльного отношения Церкви к советской власти было вполне последовательным и вытекало из всего хода предшествующих церковных событий в России и жизни Русской Церкви в 20-е годы (26).

Однако не все архиереи были согласны с «Декларацией», и в церковной среде произошло разъединение на тех, кто признавал митрополита Сергия (Страгородского) как временно управляющего Церковью, и тех, кто его не признавал. Последние назывались «иосифлянами», получив название по имени его главы митрополита Иосифа (Петровых).

Как относился к «Декларации» владыка Памфил (Лясковский), какую занимал позицию в этом церковном споре? Точно неизвестно, но по ряду фактов можно сделать вывод, что он поддерживал митрополита Сергия (Страгородского). Подтверждается это тем, что епископ Памфил был назначаем митрополитом Сергием на управление епархиями. 27 апреля 1934 г. заместителю Патриаршего местоблюстителя преосвященному Сергию, митрополиту Горьковскому был усвоен титул Блаженнейшего митрополита Московского и Коломенского с правом ношения двух панагий. Поздравительные телеграммы и рапорты от архиереев означали присоединение к акту об усвоении титула (27).

12 июня 1934 г. епископ Памфил (Лясковский) поздравил владыку Сергия: «Приветствую. Ваше Блаженство, радуюсь возвеличению Вашей святыни исполать. Епископ Памфил» (28).

В 1934 г. владыка Памфил принимал участие в работе летней сессии Патриаршего Священного Синода (29).

После освобождения из ссылки (1928 г.) в течение шести лет епископского служения (с 1928 по 1933 гг.) владыку семь раз переводили с кафедры на кафедру, что было мерой вынужденной – в соответствии с распоряжением властей.

С 19 марта 1928 г. – епископ Богучарский, викарий Воронежской епархии.

С мая 1928 г. – епископ Россошанский, викарий той же епархии.

С 26 августа 1930 г. – епископ Уральский.

С 17 августа 1931 г. – епископ Чебоксарский.

Со 2 октября 1932 г. – епископ Богородский, викарий Московской епархии.

С 20 октября 1932 г. – епископ Подольский, викарий той же кафедры.

С 23 ноября 1932 г. – временно управлял Курской епархией.

С 25 августа 1933 г. – епископ Краснодарский и Кубанский.

За этот период во вверенных ему епархиях он совершал рукоположения и назначения клириков на те или иные должности. Так, нам известны имена некоторых священников, которых рукополагал владыка Памфил. Во время служения в Воронежской епархии 24 июня 1930 г. в сан священника он хиротонисал Сергея Васильевича Суринова, назначив его священником в с. Березняки Богучарского района. Позже священник Сергий Суринов арестован и 5 октября 1937 г. расстрелян (30).

Также известно, что 24 октября 1929 г. владыка назначил псаломщиком к Преображенскому собору в г. Павловск Воронежской области Виктора Александровича Коноплёва, будущего митрополита Алексия, который 8 октября 1966 г. стал архиепископом Краснодарским и Кубанским. Так совпало, что владыка Алексий ровно через 30 лет вступил на кафедру, на которой в 1936 г. принял мученический венец епископ Памфил (31).

В 1932 г., когда владыка Памфил окормлял Чебоксарскую епархию, он рукоположил в сан священника Емилиана Киреева. 26 декабря 1941 г. священник Емилиан расстрелян, причислен к собору новомучеников и исповедников Российских на заседании Священного Синода 6 октября 2003 г. (32).

 Епископ Краснодарский (1933-1936)

В мае 1919 г. образована самостоятельная Кубанская и Екатеринодарская епархия. Её история, как и история первых христианских церквей, началась с гонений.

В 1922 г. большая часть духовенства Краснодара перешла в обновленчество. В Краснодаре все храмы принадлежали обновленцам. Православным (их тогда называли «тихоновцами») только в 1925 г. передали часть храма во имя великомученика Георгия Победоносца. Церковь построена в 1903 г., оставалась действующей и в 20-30-е гг. ХХ столетия.

Возможно, что власти разрешили открыть «тихоновский» приход с целью спровоцировать конфликт между «обновленческим» и «тихоновским» течениями. По замыслу гонителей конфликт среди священнослужителей должен был вызвать недоверие и неуважение к духовенству, оттолкнуть верующих от Церкви. Вполне возможно, что таким способом безбожники надеялись ослабить влияние Церкви на глубоко верующий народ.

Самых деятельных борцов с обновленчеством власти репрессировали. 24 января 1933 г. арестован архиепископ Феофил (Богоявленский) и расстрелян. Вместе с ним убиты почти два десятка священнослужителей и монахов. На Краснодарскую кафедру назначили епископа Могилёвского Феодосия (Ващинского), но прибыть он не смог – 28 февраля 1933 г. был арестован, далее – лагерь и мученическая кончина.

25 августа 1933 г. правящим архиереем Краснодарской епархии назначен епископ Памфил (Лясковский). Супруга репрессированного священника Петра Алексеевича Голощапова Мария в своих воспоминаниях пишет: «Митрополит Сергий, направляя епископа Памфила в Краснодар, сказал: «Ну, владыка, посылаю вас на заклание!» (33, с. 17). Учитывая то, что большая часть приходов Кубанской епархии находилась в руках обновленцев, преследовалось «тихоновское» духовенство епархии, можно понять, почему митрополит Сергий сказал такое напутствие владыке Памфилу.

Согласно требованиям властей никто из священнослужителей не имел права служить в храме до тех пор, пока ни станет на учёт в местных органах власти. Называлась эта процедура: «пройти регистрацию». Протопресвитер Михаил Польский в своей книге «Новые мученики Российские» пишет, что новоприбывшему владыке отказали в регистрации, поэтому во время богослужения владыка Памфил «обычно находился не облачённым в алтаре и, выходя за всенощной прикладываться к Евангелию, он безмолвно благословлял народ и опять удалялся в алтарь. Наконец, спустя несколько месяцев, ему было разрешено служить» (34, с. 113).

Три года служил владыка в Краснодарской епархии. Это было время широко известных трагических событий: массовый голод (1932-1933 г.), уничтожение церковных колоколов, закрытие храмов и попытка заменить Православную Церковь обновленческой. Безбожники устраивали поношение верующих в прессе, «комсомольские пасхи и рождество», молодёжь натравливали на верующих. На государственные деньги организовывались «кружки безбожников», ставились антирелигиозные пьесы, проводились антипасхальные вечера. В таких условиях основная цель епископского служения сводилась к сохранению христианских общин Краснодарского края.

В те годы даже внешний облик священника, свидетельствующий о том, что он «служитель культа», т.е. священнослужитель Православной Церкви, был сильным поступком. На улице такого пастыря могли безнаказанно оскорбить, унизить. Владыка Памфил «на службу и со службы ходил пешком, в клобуке, в рясе, с посохом. Часто дети бросали в него камни, гнилые фрукты, и поэтому прихожане провожали его домой. Если он шёл не в храм и не из храма, то ходил в рясе и в шляпе» (33, с. 18).

Чем запомнился владыка Памфил как человек и пастырь? В обращении был прост и ласков (33, с. 17), но требователен к правильному совершению порядка богослужения. По воспоминаниям матушки Марии Голощаповой, проповеди владыки не были «блестящими», но всегда содержательными. Он как-то сказал: «Умеешь, не умеешь, а говори, – ибо если не говорим, то мы псы не лающие». Матушка Мария как-то поблагодарила его за проповедь, а он ответил: «Это только вам они нравятся» (33, с. 18). Запомнилась его первая проповедь: он «поучал молящихся духовной мудрости и рекомендовал почаще посещать кладбище или же чаще думать о неизбежности смерти, так как эти мысли могут человека заставить воздержаться от многих грехов этой земной жизни» (35, с. 113).

Монахиня Сергия, которая готовила кушать владыке, говорила, что епископ Памфил «Великим постом первый раз вкушает пищу в среду после Литургии Преждеосвящённых Даров» (33, с. 18). Также она заметила, что он непрестанно творил Иисусову молитву. Именно поэтому на его могильном кресте, на табличке были написаны слова Иисусовой молитвы.

Владыка очень любил Почаевскую лавру, которая в те годы была оккупирована Польшей. Однажды монахиня, приехавшая в Краснодар из Старокорсунской станицы, после окончания архиерейского богослужения, когда владыка давал людям целовать крест, запела молитву на почаевский распев. Услышав, «владыка перестал давать крест, подозвал монашку и попросил спеть ещё раз» (33, с. 17).

Так как в любой момент храм могли захватить обновленцы, то Святые Дары, нередко и богослужебные сосуды хранились дома у священника. Владыка узнав, что в Краснодаре живёт жена репрессированного священника Петра Голощапова, пригласил ее к себе и сразу же спросил о Святых Дарах. «Она сказала, что в доме есть Святые Дары. А он спросил: «А есть ли у вас родственники мужчины?» и, узнав, что есть, продолжал: «Ну, так вот пусть они принесут Святые Дары мне» (33, с. 18).

Пелагея Григорьевна Копытова, которая с пятнадцати лет, еще девочкой, знала владыку, вспоминала, как она «по поручению владыки Памфила относила передачи матушкам репрессированных священников» (35, с. 8). Только тот, кто жил в лютые годы гонений, может нравственно оценить смелость такого поступка владыки. Ведь в те годы многие, опасаясь за собственную судьбу, отворачивались от родственников репрессированных. Порой супруги, дети, родные братья и сёстры публично отказывались от своих близких родственников, арестованных как «враги народа». Кто-то это делал из страха, однако находились и те, кто считал, что поступает правильно.

Матушка Мария Голощапова с теплотой вспоминала, что как только владыка Памфил узнал, что она, жена погибшего священника, живёт в страшной нужде, он тут же прислал ей 10 рублей (в то время это была сумма немалая), а также благословение и приглашение навестить его.

Заботилась о владыке и паства: «Близкие помогали ему в быту. Он беседовал с ними, выслушивал, а потом часто говорил: «Ну, а теперь я вам расскажу о своих делах». Однажды владыке на день ангела решили подарить белые брюки, чтобы «не просвечивались тёмные через белый подрясник… Купили брюки, достали мягкие полусапожки, вышили пояс и по-гречески написали на нем: «Исполать деспота» вперемежку с цветами на голубой ленте. Владыка был очень доволен, особенно брюкам…» (33, с. 18).

Некоторые лица, окружавшие Владыку, были замешаны в принадлежности к органам НКВД. Верующие знали об этом, знал об этом и сам Владыка (34, с. 115). Особенно неблагожелательно к нему относился настоятель Георгиевской церкви, который был определенно связан с НКВД. Положение епископа Памфила было тяжелое и становилось, чем дальше, тем тяжелее. Защиты искать было негде, борьба была бессмысленна. Владыку стали переселять из одной квартиры в другую.

Наконец, он поселился на квартире у протодиакона, который тоже был подозреваем в связях с НКВД. Один пожилой интеллигент сказал как-то епископу Памфилу: «Вы бы пожалели себя, Владыка!», на что тот ответил: «Пою Господу моему дондеже есмь!» (33, с. 19).

Рано утром 23 января 1936 г. владыку Памфила нашли подвешенным на дереве в саду дома,  хозяином которого был протодиакон, у него архипастырь жил последнее время. Владыка, очевидно, предчувствовал, какой смертью умрет, и часто говорил об удушении. Он упоминал удушение митрополита Филиппа Малютой Скуратовым. Как-то при переезде на другую квартиру владыке Памфилу предложили домик, стоящий внутри огорода, а он сказал: «Нет, не подходит, здесь задушат и никто не узнает» (33, с. 17).

После гибели владыки, не без участия властей духовенство отказалось хоронить «самоубийцу». Однако народ не верил официальной версии, шумел. Один верующий высказал намерение взять тело владыки в свой дом. Тогда тело епископа Памфила перенесли в Феодоровский придел Георгиевского храма, в углу около иконы Божией Матери «Троеручица» (33, с. 20). Отпевать согласился самый младший священник Георгиевского храма о. Иоанн** (33, с. 20). Он совершал чин погребения и все время плакал. Как дойдет до слов «монаха Памфила» (владыку отпевали, как простого монаха), так служба прерывается, рыдает священник и вся церковь. По словам очевидцев, в церкви стоял один стон и плач. Вскоре после отпевания и отец Иоанн исчез, возможно, уехал, а, скорее всего, арестовали.

Монахиня Варвара публично укоряла диакона, хозяина дома, у которого жил владыка: «Бог с тебя спросит!» Тот возражал: «Я что ли его убил?». А она: «Ты сделал хуже: зная, что его задушили, ты не сказал об этом и тем поддержал поношение епископского сана» (33, с. 20). В воспоминаниях матушки Марии Голощаповой сообщается, что перед смертью диакон исповедовался в том, что не может умереть с таким грехом: он слышал всё, что происходило за стеной, но не сказал, т.к. ему пригрозили, что и с ним будет то же самое (33, с. 21).

 Но нет воспоминаний о том, чтобы владыка Памфил находился в тяжелом психическом, подавленном состоянии или наблюдали у него депрессию. Наоборот, дошедшие воспоминания говорят: «Как это – вчера ещё говорил проповедь о вечной жизни, терпел мужественно все насмешки и надругательства, а сегодня повесился?» (33, с. 20). Люди из близкого круга общения владыки утверждали, что он «предчувствовал, какой смертью умрёт, и часто говорил об удушении».

До приезда милиции в дом, где проживал владыка, прибежала Пелагея Григорьевна Копытова (34, с. 9). Она увидела, что под яблоневым деревом владыка стоял на коленях с петлёй на шее. Однако верёвка не была натянутой. В кармане владыки найдена записка: «В моей смерти никого не вините». При этом, по её мнению, почерк не могли сличить, так как все документы в доме пропали. Это наводит на мысль, что предварительно бумаги у владыки были изъяты, а в те годы, надо сказать, епархиальные документы хранились по месту проживания владыки. Однако, при желании следователи без труда могли бы найти документы, которые были заполнены рукой епископа Памфила, – например, регистрационную карточку, без которой не имел права служить, и которая хранилась в органах власти. Не посчитали нужным, не было необходимости, у них другая была цель.

«Негласно узкий круг верующих узнал результаты экспертизы: в горле владыки нашли несколько метров длинной ленты…» Этот факт укрепил верующих в убеждении, что владыку убили. Об этом же пишет и архимандрит Спиридон (Лукич) (37).  

О мученической кончине епископа Памфила во второй книге «Новые мученики Российские» в 1957 г. сообщил протопресвитер Михаил Польский: «23-го января 1935 г. владыку Памфила нашли рано утром подвешенным на дереве в саду дома, где он жил последнее время. Обстоятельства, при которых произошло это трагическое событие, остались невыясненными, так как власти не производили расследования, а тело его доставили в анатомический театр Кубанского медицинского института… Так загадочно закончилась жизнь ещё одного архипастыря, которому пришлось взойти на Голгофу служения в Кубанской епархии в те времена…» (35, с. 114). Сообщение о гибели владыки предоставил некий священник, который, по всей вероятности, хорошо знал жизнь Кубанской епархии в 20-30-е гг. ХХ столетия. Автор книги прямо пишет, что владыка Памфил «взошел на Голгофу».

О смерти владыки Памфила пишет митрополит Мануил (Лемешевский) в его известном труде «Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг.»: «окончил жизнь самоубийством, чрез удушение в архиерейском саду во время острого психического припадка» (36). Здесь автор от себя добавил: «во время острого психического припадка». Можно предположить, что этой фразой он пытался хоть как-то смягчить сообщаемый факт. Думается, однако, что митрополит знал общее мнение в Церкви о том, что владыку Памфила убили. Необходимо учитывать, что названный труд писался в советское время, и автор не мог отходить от официальной версии гибели епископа Памфила.

Работа митрополита Мануила распространялась в машинописных копиях и была достаточно известна, на нее делались замечания и отзывы. Одним из авторов таких поправок был архимандрит Спиридон (Лукич). Копия дополнений и правок к каталогу русских архиереев за последние 60 лет митрополита Мануила, сделанных архимандритом Спиридоном, хранится в архиве Игоря Валерьевича Александрова (г. Житомир). Отцу Спиридону суждено было дожить до открытия Киево-Печерской лавры и стать первым духовником возрождённой лавры. Почил исповедник 2 сентября 1991 г.

Вот его свидетельство: «Памфил (Лясковский). Сведения об обстоятельствах кончины – неточные: кончина произошла не в архиерейском саду (да и какой архиерейский сад и дом мог быть в 30-тых г.), т.к. жил он на частной квартире у местного диакона. Смерть последовала не от самоудавления, а – насильственно, т.к. во рту его найдена была тряпка, глубоко забитая в горло, чтобы воспрепятствовать крику о помощи. По-видимому, петля была накинута чей-то чужой рукой. Настоящие сведения – совершенно точны» (37).

Можно предположить, что о владыке Памфиле (Лясковском) архимандрит Спиридон написал в конце 50-х – начале 60-х гг. ХХ столетия. И это ценнейшее свидетельство, позволяющее сделать ещё один шаг к восстановлению истины, признанию мученического конца владыки. Для подчёркивания своей мысли он завершил свидетельство словами: «Настоящие сведения – совершенно точны».

Но откуда мог знать архимандрит Спиридон обстоятельства гибели владыки Памфила? В 1936 г. он проживал в Житомире, здесь был арестован и потом десять лет находился в заключении во 2-м лагпункте Вятского исправительно-трудового лагеря. Вероятно, ему их сообщил тот, кто был свидетелем гибели владыки. Это позволяет архимандриту Спиридону описать детали гибели архиерея-мученика. Сообщивший имел большой авторитет в глазах иерея-исповедника Спиридона (Лукича), который счёл своим долгом написать митрополиту Мануилу опровержение утверждения о самоубийстве владыки Памфила.

На месте погребения владыки Памфила всем миром был поставлен скромный памятник из серой мраморной крошки со словами Иисусовой молитвы: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». При жизни покойный всегда старался её творить.

Прибывший на смену убиенного архипастыря епископ Софроний (Арефьев), узнав, что поминают его, как простого монаха, собрал все материалы и отправился в Москву; когда вернулся, владыку Памфила стали поминать, как епископа (…).

Долгое время за могилой владыки ухаживала Пелагея Григорьевна Копытова. Она знала владыку при жизни и сохраняла о нём память до самой смерти. В 1987 г. горисполком принял решение перерегистрировать захоронения на Всесвятском кладбище г. Краснодара, которое к тому времени было уже закрыто. Архиепископ Краснодарский Владимир (Котляров), к которому Пелагея Григорьевна обратилась, посоветовал ей назваться племянницей владыки Памфила и взять в ЗАГСе справку о его смерти, что и позволит зарегистрировать могилу епископа на нее, как на родственницу. 7 мая 1987 г. Пелагее Григорьевне справку о смерти владыки Памфила выдали, и могилу удалось спасти от забвения.

В глубокой старости Пелагея Копытова поручила ухаживать за могилой владыки Екатерине Завадской, сказав ей, что она теперь названная внучка владыки. Екатерина Ильинична ухаживала за могилкой около 20 лет.

За последние 25 лет имя владыки Памфила стало широко известно среди православных Кубани. В 2009 г. над могилой епископа Памфила возведена часовня. 25 августа 2010 г. в устроенной часовне впервые отслужена Божественная литургия. Её совершил протоиерей Анатолий Петров, настоятель войскового Александро-Невского собора Краснодара.

Вечная память невинноубиенному епископу Памфилу!

 

Архимандрит Трифон (Плотников)

И.В. Александров

М.В. Бравкова

 

Примечания

* – известно, что будущий владыка родился 5/18 октября 1883 г. Место его рождения обычно указывается не полно – Волынская губерния. Поскольку, согласно послужному списку, священник Александр Иосифович Лясковский, отец Петра, в это время жил в Арестове и служил в местной Покровской церкви (1), то можно с уверенностью сказать, что место рождения Петра Лясковского – село Арестов.

** – у Пелагии Копытовой указано другое имя – Николай (33, с. 9). Но, поскольку матушка Мария Голощапова была старше возрастом и, со слов знавших ее людей, лучше знала духовенство, то можно предположить, что ее вариант – точнее.

 

Используемые источники

  1. ГАЖО. Ф. 1. Оп. 78. Д. 477. Л. 176 об.-178 – Клировая ведомость Михайловской церкви с. Свищев Дубенского уезда за 1914 год (данные по отцу вл. Памфила – священнику Александру Иосифовичу Лясковскому).
  2. ПГК, № 10, 2012 г.
  1. ЦГИАК. Ф. 2205. Оп. 1. Д. 417. – Арестово-Богдашевская летопись.
  1. ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 2234. Л. 2.
  1. ВЕВ №20, 11 июля 1903 г., с.521, 533-546.
  1. БВ. 1904. Т. 2 № 7/8. С. 241-336 (6-я пагин.), с. 242, 246, 257, 258, 259.
  1. ЦИАМ. Ф. 228. Оп. 4. Д. 2234. Л. 6.
  1. НИОР РГБ. Ф. 172. К. 296. Е.х. 1.
  1. РГИА. Ф. 802. Оп. 10. Д. 272. Л. 5.
  1. РГИА. Ф. 802. Оп.10. Д. 272. Л. 12.
  1. ГАЖО. Ф.1. Оп. 41. Д. 241. Л.17.
  1. ГАЖО. Ф.1. Оп. 41. Д. 241. Л. 5 об.
  1. ГАЖО. Ф.1. Оп. 41. Д. 241. Л. 5.
  1. ВЕВ. 1911 г., №25 от 16 июня, с. 500, 501.
  1. РГИА. Ф. 802. Оп. 10. Д. 272. Л. 14.
  1. Памятная книга Волынской губернии на 1912 г. Стр. 55.
  1. ВЕВ, 1912 г. № 22, с. 464, 465.
  1. РГИА. Ф. 802. Оп.10. Д. 272. Л. 16.
  1. Официальный сайт Саратовской и Вольской епархии: «Жизнеописание митрополита Алма-Атинского и Казахстанского Николая (Могилевского)». https://eparhia-saratov.ru/Articles/article_old_3197
  1. ПЕВ, 1 июля 1913 г., № 19-й, часть неофициальная, с.1371, 2372, 1373, 2.
  1. ПЕВ, 10 декабря 1913 г., № 35-й, с. 2579, 2580, 1581, 1582, 1583, 1584.
  1. ГАЖО. Ф. 147. Оп. 1доп. Д. 42. Л,155, 155 об.
  1. ГАЖО. Ф. 147. Оп. 1 доп. Д. 55. Л. 101, 101 об., 122.
  1. Пахомий (Кедров), архиепископ Черниговский и Нежинский: Материалы к биографии / Составитель, автор вступительной статьи А.Ф. Тарасенко. Чернигов: РИК «Деснянська правда», 2006. С. 134-135.
    1. Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века. Сайт ПСТГУ (ПСТБИ). Дается ссылка: ГА РФ. Ф. 6343. Оп.1. Д. 263. Л. 85.

    http://www.pstbi.ccas.ru/bin/db.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTdG6XbuDc8nYe8gU86jjsOeici4ee8YUXuLWs00*euKesO0hdC0iceXb8E*

  1. Стратонов И. Документы Всероссийской Патриаршей Церкви последнего времени. Журнал «Путь» №9. http://www.odinblago.ru/path/9/6
  1. ВЦИ. 2010, № 3 /4, с. 169-243.

http://www.sedmitza.ru/data/2011/04/03/1233680879/08_dokumenty_mp.pdf

  1. ВЦИ. 2010, № 3 /4, с. 189.
  1. ВЦИ. 2010, № 3 /4, с. 177.
  1. ГАОПИ ВО. Ф. 9353. Оп. 2. Д. 21324.
  1. Митрополит Алексий (Коноплев). Биография. http://drevo-info.ru/articles/11773.html
  1. Распоряжение № 02 от 2 января 2008 г. митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы. http://www.cheb-eparhia.ru/info.aspx?type=news&org=1&id=84
  1. Машинописный текст воспоминаний матушки Марии Голощаповой, записанных её подругой Галиной Воскресенской. Частный архив М.В. Бравкой, 59 с. О епископе Памфиле – с. 17-21.
  1. Воспоминания Пелагии Григорьевны Копытовой о епископе Памфиле. /

Новомученик Кубанский епископ Памфил. Самиздат. 2010, 30 с.

  1. Протопресвитер Михаил Польский. Новые мученики Российские. Второй том собрания материалов. Jordanville, USA.1957. http://www.odinblago.ru/novie_novomuch2/
  1. Митрополит Мануил (Лемешевский). Русские православные иерархи периода с 1893-1965 гг.
  1. Александров И.В. «Настоящие сведения – совершенно точны». Новое о гибели епископа Памфила. http://pravkuban.ru/main/1158348611-nastoyaschie-svedeniya-sovershenno-tochny-novoe-o-gibeli-episkopa-pamfila.html

 

Сокращения

БВ – «Богословский вестник».

ВЕВ – «Волынские епархиальные ведомости».

ВЦИ – «Вестник Церковной Истории».

ГАЖО – Государственный архив Житомирской области.

ГАОПИ ВО – Государственный архив общественно-политической истории Воронежской области.

НИОР РГБ – научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки.

ПГК – газета «Православный голос Кубани».

ПЕВ – «Полтавские епархиальные ведомости».

РГИА – Российский государственный исторический архив.

ЦГИАК – Центральный государственный исторический архив Украины г. Киев.

ЦИАМ – Центральный исторический архив Москвы.

 

***

Часовня над местом погребения епископа Памфила на Всесвятском кладбище г. Краснодара

 

 

 

 

На территории Всесвятского кладбища на главной аллее (вход с ул. Северной), недалеко от храма в честь Всех Святых находится часовня над местом погребения епископа Памфила. Здесь среди двух безымянных могил покоится приснопоминаемый Преосвященный епископ Краснодарский и Кубанский Памфил, убиенный в 1936 г.

 

 

 

 

Над могилой в часовне сооружен большой дубовый Крест с Распятием и портретом Владыки Памфила (на обороте). На гробнице надпись: «Упокой, Господи, душу усопшего раба твоего убиенного епископа Памфила и его святыми молитвами помилуй нас грешных».

***

Даты

 

 

 

 

 

23 января 1936 г. – мученическая кончина епископа Краснодарского и Кубанского Памфила, г. Краснодар.

18 октября 1883 г. – родился Пётр Александрович Лясковский в селе Арестово (совр. – Орестово) Ровенского уезда Волынской губернии.

 

 

 

 

 

 

 

25 августа – память мучеников Памфила и Капитона, усеченых мечом в местности Оливрии близ Константинополя. День тезоименитства владыки Памфила (Лясковского) (на основании воспоминаний матушки Марии Голощаповой).

 

***

Публикации

  1. Марина Бравкова. Господь прославляет. «Православный голос Кубани», 2017, № 10, с.10.
  2. Марина Бравкова. Господь прославляет. 23 января 2021 г. //kubgolgofa.cerkov.ru/2021/01/23/gospod-proslavlyaet/ 
  3. Наталья Лясковская. «Владыка, посылаю вас на заклание». К 80-летию мученической кончины епископа Памфила (Лясковского). 24 января 2016 г. //kubgolgofa.cerkov.ru/2016/01/24/vladyka-posylayu-vas-na-zaklanie-k-80-letiyu-muchenicheskoj-konchiny-episkopa-pamfila-lyaskovskogo/
Перейти к верхней панели