История Всесвятского кладбища

Вы открыли страничку «История Всесвятского кладбища». Здесь мы помещаем его краткую историю.

Другие материалы, связанные с этой темой размещаются в одноименной рубрике нашего сайта «История Всесвятского кладбища».

Всесвятское кладбище является самым старым из городских кладбищ, дошедших до наших дней. Точной даты основания в архивных документах не сохранилась.

 ***

В начале 2021 г. был создан Совет попечителей Всесвятского кладбища, одним из направлений своей деятельности наметил получение грантов на приведение погоста в порядок. Но, не имея статуса юридического лица, право подачи заявки на грант решением собрания Совета было делегировано Приходу храма Всех Святых города Краснодара.

В 2022 г. Всесвятский приход стал победителем конкурса Фонда президентских грантов по направлению «Сохранение исторической памяти» в разделе «Содействие деятельности, направленной на охрану и восстановление объектов и территорий, имеющих историческое, культовое и культурное значение».

Заявка, отправленная на конкурс, называлась: «Музеефикация объекта культурного наследия «Ансамбль Всесвятского кладбища» в Краснодаре: инвентаризация эталонного участка».

В течение нескольких месяцев проект по гранту был выполнен. Один из результатов работ – Каталог захоронений на «эталонном» участке Всесвятского некрополя.

Публикация иллюстрированного каталога захоронений на нашем сайте предваряется схемой расположения захоронений на этом «эталонном» участке. В Каталог можно перейти по ссылке:

«2022 г. Иллюстрированный каталог захоронений на «эталонном» участке Всесвятского некрополя».

Представленный каталог – только начало. Впереди работы много.

 ***

История возникновения Всесвятского кладбища г. Екатеринодара

По предположению краснодарского краеведа В.П. Бардадыма, кладбище было основано в середине 20-х годов XIX столетия. По рассказам того же краеведа, на кладбище сохранилось одно из первых захоронений – могила казачки Черноморского Войска Марии Михайловны Косенко, умершей в 1831 году.

Из архивных документов стало известно, что уже в 1837 году на кладбище построен турлучный дом «об одной комнате и одной печи» для караульных казаков, в 1843 году  – покрытый камышом (до этого, видимо, была ветхая соломенная кровля), который к началу 1858 года находился, судя по документам в «посредственном состоянии».

В 1848 году православные жители Екатеринодара, которых в то время насчитывалось более 7 тысяч человек, решили собрать пожертвования и возвести храм во имя Всех Святых «над прахом многих там почивающих как граждан Войска Черноморского, от нас отшедших, так и иногородних пришельцев, которым суждено обрести вечное упокоение от трудов жизни на этом отдаленном рубеже отечественной земли, – писал 5 декабря 1848 года атаман Г.А. Рашпиль денежному магнату, войсковому старшине Александру Посполитаки. – Это последнее в жизненном странствии, быть может, и нас примет в свои тихие недры, когда Творцу угодно будет переселить нас в другой лучший мир».

Люди вняли этому мудрому воззванию. Начались денежные сборы. И вскоре собрали солидную сумму – 1717 рублей 41 копейку серебром. Среди пожертвователей на храм были, как и богатые, так и бедные граждане Екатеринодара, каждый пытался внести свой в клад в строительство храма.

Вскоре необходимые средства для строительства были собраны. 31 июля 1849 года состоялось освящение места и закладка церкви. Лес для постройки был добыт «выменом от закубанцев» (адыгов). Для куполов потребовалось 150 листов железа.

Проект церкви составил войсковой архитектор есаул Елисей Черник. Купец Дмитрий Самойлов 5 марта 1851 года сообщал Войсковому правительству, что церковь «совсем отделана, снаружи и внутри выкрашены». Но, увы, нет иконостаса. Архитектор Черник, окончив постройку еще в 1850 году, предлагал временно установить Абинский иконостас. Наконец все было готово.

31 августа 1852 года состоялось торжественное освящение Божьего храма.

Храм вышел небольшим, но изящным, на кирпичном фундаменте, с золоченными крестами. Отдельно возвышалась деревянная колокольня на столбах. Архитектор Е.Д. Черник и попечители могли радоваться этой постройке. Деньги расходовались умной и расчетливо, с экономией 724 рубля 71 копейки «против сметы», составлявшей 6556 рублей 82 копейки.

В январе 1867 года, при Наказном Атамане Кубанского казачьего войска графе Ф.Н. Сумарокове-Эльстон, была «открыта подписка» на сбор пожертвований для сооружения ограды вокруг кладбища. И за две недели января собрали среди екатеринодарцев на это благое мероприятие 94 рубля серебром.

Многие состоятельные жители кубанской столицы не желали хоронить своих родителей  и родственников за выгоном, предпочитая ограды городских церквей. В 1878 году были выработаны правила погребения в оградах, в одном из пунктов которых говорилось, что возле церкви можно хоронить православных заслуженных людей, кто еще при жизни своей внес вклад в храм Божий.

16 октября 1893 года Екатеринодарская городская дума выработала Кладбищенскую инструкцию (26 октября 1896 г. внесены изменения) и избрала Исполнительную комиссию по заведованию кладбищем (3 человека), которое назначило постоянного смотрителя. Само кладбище разделили на пять участков и ввели таксу за места для могил. Самые дорогие (20 рублей) находились в центре, возле церкви, с постепенным понижением стоимости: 10,5 и 3 рубля. 5-й участок (возле ограды) предназначался для городской бедноты, и плата не взималась.

В 1896 году построена кладбищенская церковно-приходская школа, где обучались дети городской окраины – Свиного хутора (ныне мкр. Фестивальный). Школа находилось рядом с церковью.

Спустя несколько лет на кладбище была открыты еще одно приходская школа. Из учеников двух приходских школ был образован прекрасный церковный хор.

С установлением советской власти, Всесвятское кладбище постигла трагическая участь. Храм и школы были закрыты. А чуть позже церковь и вовсе разрушили. На территории кладбища не соблюдались санитарные нормы, все зарастало, и за памятниками не было соответствующего ухода.

На протяжении нескольких десятилетий Всесвятское подвергалось разрушению и при этом на нем все так же продолжали хоронить покойников. Заполненное могилами в несколько рядов, кладбище в 1964 году по распоряжению горисполкома было закрыто (одновременно с Еврейским и Дубинским). В тот же год на окраине Краснодара, было открыто новое кладбище именуемое ныне Славянским.

После закрытия кладбища на протяжении сорока лет шла борьба за его существование. Местные власти каждые несколько лет предлагали снести и построить дворец бракосочетаний, общественный парк и другие культурно-развлекательные объекты. Общественность города этого не позволила и отстояла историческое кладбище.

Ныне кладбище, хоть и в запущенном состоянии, числится как мемориальный комплекс.

***

Захоронения

На кладбище насчитывается несколько слоев захоронений различных эпох, а общее количество захороненных за все периоды превышает 1 миллион горожан (есть предположения, что и больше), среди которых такие выдающиеся личности, как:

– исправлявший должность наказного атамана Черноморского казачьего войска генерал-лейтенант Григорий Антонович Рашпиль (1801-1871);

– основатель Кубанского областного этнографического и естественно-исторического музея Евгений Дмитриевич Фелицын (1848-1903) (его имя носит историко-археологический музей);

– екатеринодарский городской голова Василий Семенович Климов (1844-1900), по мнению многих историков, среди всех градоначальников города, он больше всех сделал для развития и облагораживания Екатеринодара (погребен в склепе возле Всесвятской церкви);

– основатель Екатеринодарской картинной галереи, «кубанский Третьяков» Федор Акимович Коваленко (1866-1919) (его именем назван художественный музей);

– войсковой архитектор Кубанского казачьего войска Василий Андреевич Филиппов (1843–1907) – автор обелиска в честь 200-летия Кубанского казачьего войска, Триумфальной арки по случаю приезда в Екатеринодар императора Александра III с августейшей семьей (открыт в мае 1897 г.) и др.;

– герой Русско-турецкой войны 1877-1878 гг., Георгиевский кавалер генерал-майор Петр Степанович Барыш-Тыщенко (1843-1914); 23 декабря 1877 г. – российская армия без боя заняла в Софию, первой в город вошла сотня под командованием есаула Барыш-Тыщенко.

– архитектор Иван Клементьевич Мальгерб (1867-1938) – автор проектов Екатерининского кафедрального собора, Троицкой церкви и др.;

– всемирно знаменитый минеролог Виктор Иванович Воробьев (1875-1906);

– автор идеи памятника казакам-первопоселенцам в Тамани художник Петр Сысоевич Косолап (1834-1910);

– здесь похоронены представители известных купеческих, мещанских и интеллигентских фамилий, меценатов и благотворителей: Тарасовых, Богарсуковых, Ждан-Пушкиных, Купцовых, Лихацких и многих других.

– офицер Российского императорского флота, учёный, математик, преподаватель и начальник Технического училища Морского ведомства Александр Иванович Пароменский (1850-1922), один из основателей Кубанского политехнического института;

– убиенный епископ Краснодарский Памфил (Лясковский) (1883-1936);

священномученик Александр Флегинский (1861-1918), в 2017 г. причислен к Собору новомучеников и исповедников Церкви Русской. 17 декабря 1918 г. благочинный 17-го округа «священник станицы Георгие-Афипской Кубанской области избит с бесконечными глумлениями, выведен был за станицу и убит. Тело его было найдено много времени спустя».

– деятель большевистской партии Глеб Митрофанович Седин (-1918) (его именем назван станкостроительный завод).

Что касается священника Константина Образцова (1874-1949), автора гимна (стихи) «Ты, Кубань ли, наша Родина», имя которого выбито на одной из плит мемориала воинам, павшим в Великой Отечественной войне, надо сказать, что данные о его кончине противоречивы, сама дата смерти и место погребения неизвестны.

***

Расстрельный угол Всесвятского кладбища

В 2010-е годы в той части Всесвятского погоста, что находится у пересечения улиц Бабушкина и Аэродромной было совершено несколько перезахоронений жертв политических репрессий, расстрелянных в годы «Большого террора» 1937-1939 гг.

Одно из таких перезахоронений состоялось 30 октября 2013 г.  Тогда  в этой части кладбища нашли последнее пристанище останки 128 человек.

С того самого времени в народе и стало закрепляться за сим местом наименование «Расстрельный угол».

***

Список духовенства и монашествующих, упокоенных на Всесвятском погосте (те, чьи имена известны)

1) Благочинный, протоиерей Николай Николаевич Безсонов (+1964 г.).

2) Протоиерей Павел Сныткин (+1947 г.).

3) Священник Иван Денисович Гарнага (+1950 г.).

4) Священник Иоанн Богославский (+1900 г.) с матушкой.

5) Священник Федор Елисеевич Карпинский (+1913 г.).

6) Священник Иван Михайлович Тафинцев (+1955 г.).

7) Иерей Кирилл Петрович Ильяшов (+1958 г.).

8) Протопресвитер Григорий Виноградов (+1913 г.).

9) Священник Афанасий Петрович Надеждин (+1912 г.).

10) Священник Николай Дмитриевский (+1930 г.).

11) Благочинный, протоиерей Николай Перевозовский (+1960 г.).

12) Священник Павел Бубнов (+1947 г.) с матушкой.

13) Священник Георгий Назарович Ляшенко (+1953 г.).

14) Священник Петр Александрович Гронский (+1958 г.).

15) Священник Юлий Поликарпович Калинин (+1963 г.).

16) Протоиерей Георгий Меликов.

17) Монахиня Серафима.

18) Монахиня Агафодора (02.1877-1957 гг.).

19) Монахиня Харитина (Феоктиста Федотовна Осминкина) (1880-05.04.1959 гг.)

20) Монахиня неизвестная.

***

Источники:

  1. В. Бардадым. Открытки на память. Краснодар. 2005. С. 135-143.
  1. Екатеринодар-Краснодар: Два века города в датах, события, воспоминания (1793-1993) — Кр: Кн. изд-во, 1993.
  1. История возникновения Всесвятского кладбища г. Екатеринодара. http://ekaterinodar-memory.narod.ru/index/0-4

 

Современная карта из проекта реконструкции Всесвятского кладбища 2013 г. – оставшейся части погоста

 

Пояснения к карте

 

Перейти к верхней панели