Миссионерское служение как форма монашеского подвига

23 декабря 2021 г. настоятель прихода храма Всех Святых архимандрит Трифон (Плотников) г. Краснодара, преподаватель Екатеринодарской духовной семинарии принял участие в видеоконференции, организованной Астраханской епархией, и выступил с докладом, текст которого публикуем ниже. В завершение круглого стола был принят итоговый документ.

 ***

Миссионерское служение как форма монашеского подвига

Концепция миссионерской деятельности нашей Церкви дает следующее определение: миссия (свидетельство) – это проповедь для пробуждения веры, и она присуща самой природе Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, а заключается – в провозглашении Благой вести всему миру: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16:15). Миссия, следовательно, направлена на спасение каждого человека [1].

Первые монахи, как известно, появились до 313 г. – времени провозглашения Миланского эдикта, объявившего религиозную терпимость по отношению к христианству. Государственная власть до той поры, как и подав­ляющая часть населения Римской империи, исповедовали язычество. Соответственно, «бегство от мира» в уединение – в основном было обуслов­лено желанием ограничить контак­ты с языческим или полуязыческим обществом. Потому первое поколение мона­хов-отшельников не было вовлечено активно в социальное и миссио­нерское служение. Но даже тогда, находясь в некоторой изоляции по от­ношению к местным христианским общинам, они не переставали служить Церкви, заботясь о больных и обездоленных, просвещая светом Христовой веры язычников, осуществляя дело ду­ховного руководства и учительства.

А вот в первых египетских общежительных монастырях социальный аспект жизни монахов достаточно заметен: они организовывали больницы, стран­ноприимные дома, школы, – создавая, таким образом, структуры для социального слу­жения [2].

Прежде чем перейти к выявлению составляющих монашеской миссии, обратимся к словам апостола Иоанна Богослова, который наставляет: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин. 2:15-16), возникает вопрос – что подразумевается в этом случае под словом «мир»? [3].

Что у апостола Иоанна Богослова подразумевается под словом «мир»?

Отцы трактуют это понятие, как совокупность всего, что в самом своем существе отчуждено от Бога и противно Ему. Мир этот – есть нравственная атмосфера, которую создает наша греховная душа, и мы, куда бы ни пошли, носим этот мир с собой. Потому следует, что любовь к Отцу и к миру – несовместимы, а также и то, что в любящем мир – нет любви к Отцу, сколько бы и как бы он ни говорил о своем христианском звании и достоинстве [4].

Таким образом, христианин ведет борьбу не против мира как такового, но – против мира греховного, угнездившегося в душе самого человека и управляемого мироправителем тьмы века сего (Еф. 6:12) [5].

Исходя из истории монашества, можно выделить следующие составляющие миссии монашества в обществе и мире.

1-я составляющая

Культурная и смыслообразующая миссия монашества в обществе

Проходя свой духовный путь – путь подвига, молитвы и самоотречения, монашествующие, тем самым, совершают важнейшую культурную и смыслообразующую миссию в обществе.

Душу народа, его сердце наполняют люди, достигшие святости, так как они являются подлинным источником духовного совершенствования – как Церкви, так и государства, и общества. Святые являются теми, кто преображает окружающую действительность. Они есть начатки духовного обновления жизни Церкви, что является непременным условием возрождения нравственного сознания в жизни народной, общественной и, в конечном итоге, – государственной.

Протоиерей Георгий Флоровский писал: «Монашество сумело более, чем когда-либо империя сохранить истинный идеал культуры в ее чистоте и свободе. Во всяком случае, духовное творчество обильно питалось глубинами духовной жизни» [6].

Русский философ Константин Николаевич Леонтьев (в иночестве Климент), говоря о монашестве как о высшем идеале христианства, утверждал, что постичь христианство невозможно без исследования монашеского пути [7].

Если обратиться к изучению духовно-нравственных истоков и процессов формирования аксиологических (ценностных) основ российского общества, несомненной будет решающая роль Русской Православной Церкви в формировании культуры и ментальности русского народа [8].

Неотъемлемой частью жизни Церкви всегда были православные монастыри, игравшие на протяжении всей истории значительную роль в деле религиозного просвещения. С момента своего возникновения монастыри становились центрами православной культуры, хранилищами традиций и письменного наследия многих поколений, – местами, в которых решалась «задача формирования национального самосознания» [9].

Осмысляя роль монашества в современном мире, Патриарх Кирилл отмечал следующее: «Если мы понимаем непреложную истину, что духовная жизнь человека важна не только для него самого, но и несет в себе огромный потенциал воздействия на окружающий̆ мир, то становится ясно: даже самое уединенное монашеское житие, в котором и через которое совершается духовный подвиг, способно влиять на окружающий мир, и примеры святых об этом ясно свидетельствуют» [10].

2-я составляющая

Наставничество – миссия духовного водительства мирян

Наставничество – служение всем христианам – органически связано с сердцевиной иноческого аскетического подвига и является неотъемлемой частью миссии монашества.

Служение старцев, зародившееся в монастырях и пустынях, – писал профессор Сергей Иванович Смирнов, – за короткий период стало простираться за ограду обителей и обращать свою просветительскую миссию по отношению к миру [11].

Об этом нам свидетельствуют различные источники, сообщающие о практике исповеди монахами мирян. В Палестинском патерике мы читаем следующее о преподобном Стефане Савваите: «Святой Стефан наставлял не только нас, учеников своих, но и всех приходивших к нему из великой нашей лавры и отовсюду, иноков и мирян» [12].

Однако не только миряне шли к духоносным подвижникам. Клирики также прибегали к старцам для покаяния и исцеления от своих грехов.

Однажды к преподобному Макарию Великому пришел некий пресвитер, одержимый тяжелой болезнью за свой плотской грех, после совершения которого служил Литургию. Однако святой не желал и видеть этого человека. Но за него просили, и старец повелел священнику дать клятву не совершать Литургии, после чего исповедовал его и исцелил от болезни [13].

Из такого случая можно заключить, что для священнослужителей приносить свое покаяние перед подвижниками и получать от них наставление, исцеление души и тела – было нормой. Хотя это и не значит, что именно так все и поступали.

Важность наставничества как составляющей части монашеской миссии неоднократно подчеркивается в современных документах Русской Церкви. Например, в «Положении о монастырях…» читаем следующее: «Духовное водительство также является традиционной формой служения монашествующих миру. Опытные иеромонахи с благословения игумена могут становиться духовными наставниками для мирян, посещающих монастырь» [14].

Таким образом, миссия духовного водительства мирян есть неотъемлемый долг монашества перед всеми православными христианами, и его исполнение влечет за собой великую ответственность за состояние душ людей, ищущих духовного утешения, поддержки и наставления.

3-я составляющая

Социальное служение монашества – третья составляющая миссии

Подвижник покидает мир, дабы обрести покой молитвенного созерцания для преображения и обновления образа Божия в своем сердце. Потому монашество – это, в первую очередь, школа обновления собственной души.

Но сам мир, со своим шумом и заботами приходит к монаху, чтобы вкусить от тишины и покоя, которые сам мир не может обрести. И тогда монашество, по мысли митрополита Питирима (Нечаева), «становится уже служением социальным» [15].

Эти слова нашли свое подтверждение в истории древних монастырей, где практиковались различные виды благотворительности. Уход за больными, принятие путешественников, их питание и кров, все это было предметами неустанных забот иноков. Последние возводили специальные больницы, открывали приюты для вдов и детей и даже подбирали подкидышей, которых в дальнейшем воспитывали [16].

Разница двух служений

Возникает вопрос: есть ли разница в глазах Божиих между двумя служениями – между служением иноков, посвятивших свою жизнь служению людям – и служением иноков, избравших созерцательный образ жизни?

Ответ на этот вопрос находим в одном древнем рассказе о двух братьях, которые разделив свое богатство поровну, приняли монашество. Один из них раздал всё свое имущество и проводил дни в уединении и молитве. Другой брат построил на свои средства монастырь и стал принимать в нем нищих и больных. По их смерти монашеская братия поспорила о том, кто из почивших братьев угодил Богу больше. За разрешением вопроса они отправились к преподобному Памво, который ответил так: «Видел их обоих стоящими перед Богом в раю» [17].

Современное миссионерское служение Церкви основывается на двухтысячелетнем опыте православного свидетельства и святоотеческой традиции. Конкретные цели и задачи миссионерского служения определяются общецерковными и епархиальными концептуальными и программными документами [18].

4-я составляющая

Просвещение – еще одна форма миссии

Миссия состоит в том, чтобы приближаться к миру, освящать и обновлять его, вкладывать новое содержание в привычный образ жизни, принимать местные культуры и способы их выражения, не противоречащие христианской вере, преобразуя их в средства спасения [19].

В наше время мы видим, как при монастырях нередко создаются школы и приюты для детей. Это служение иноков неразрывно связано с религиозно-нравственным просвещением народа. Просвещение – есть уникальная и наиболее эффективная форма социальной и миссионерской работы.

Поскольку о возможности и целесообразности создания школ при монастырях возникают вопросы, следует в первую очередь обратиться к древним иноческим правилам. В «Правилах, пространно изложенных в вопросах и ответах» святителя Василия в ответе № 15 мы читаем следующее: «И детей, у которых нет родителей, принимаем сами собой, чтобы в подражание Иову (Иов. 29:12) быть отцами сирот; которые же зависят от воли родителей и которых сами родители приводят, принимаем при многих свидетелях, чтобы не подать случая желающим найти случай, но заградить всякие неправедные уста, говорящие против нас хулу» [20].

Возрождение в России традиции монастырских школ – это не просто воспоминание прошлого, но – отражение потребности современных россиян в целостном христианском образовании [21].

Дело открытия школ при монастырях было и остается важной составляющей миссии монашества миру. Просвещение людей, в том числе еще неокрепших детских душ, выходит на первый план в современной повестке дня, поскольку от будущих поколений, от их образованности, морально-нравственного состояния, несомненно, зависит судьба нашей Церкви и государства.

5-я составляющая

Миссия – проповедь Евангелия

Проповедь Евангелия – это еще одно из важнейших служений иноков миру. Тому находим многие примеры из жизни подвижников древности. В IV веке, а для укрепления христианства это был один из решающих периодов истории Церкви, значительную роль наряду с указами императора и проповедниками, занимали монахи, своим аскетическим подвигом и духовным советом заслужившие огромный авторитет среди людей. Так, одним своим появлением в Александрии и исповеданием пред народом веры в Господа Иисуса Христа великий Антоний обратил к вере Христовой столько же язычников, сколько в другое время обращалось за год [22]. Немало и иных подобных свидетельств можем найти в писаниях отцов случаев обращения язычников от идолослужения.

Множество иноков, устремившихся к пустыни, стали распространителями Евангельской вести в самых отдаленных уголках известного на тот момент мира – от Британских островов до Эфиопии, от Испании до пределов Персидской империи. Всё дальше уходили они от цивилизации и направлялись во все стороны света, неся свой подвиг среди окружающих их народов.

6-я составляющая

Развитие паломнического движения как миссия

Монашествующие не только распространяли веру, но и укрепляли ее в уже крещенных людях. Этому способствовало, в частности, развитие паломнического движения. У блаженного Иеронима Стридонского мы можем найти рассказ о том, как он, вследствие наплыва большого количества паломников, был вынужден построить за свой счет, продав родительские имения, при своем монастыре гостиницу [23].

Отметим, что монашество совершало множество видов служений.

***

Монастыри на протяжении всей своей истории были центрами духовной жизни, душепопечения и благотворительности, образования и миссионерства. Хранителями духа и истины монашеские обители оставались даже в самые сложные годы истории Церкви.

Подводя итоги, следует отметить, что на протяжении всей истории своего существования, монашество осуществляло и осуществляет очень важную миссию в Церкви и в обществе.

И хотя монашеское движение по своей идее стремилось бежать из мира и, по преимуществу, занималось делом спасения собственной души, но и для него осталась обязательной заповедь Спасителя: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мк. 12:31). Реализацией любви к ближнему и стала в определенном смысле миссионерская деятельность монашества, которая проявила себя в разносторонней помощи нуждающимся, в борьбе за сохранение чистоты веры, в духовном просвещении [24].

И сегодня – по слову Святейшего Патриарха Кирилла – миссия монастырей в мире заключается в том, что они должны «снова стать центрами духовного обновления народа Божия» [25].

***

 Примечания

1. Документ «Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви». Утвержден 27 марта 2007 г. на заседании Священного Синода РПЦ. Преамбула. [Эл. ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/220922.html

2. Монашество / Православная энциклопедия. Том XLVI. Михаил Пселл – Мопсуестия. ПНЦ «Православная энциклопедия». М., 2017. – 750 с. : ил. С. 567-568.

3. Митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор. Современная миссия монастырей в свете древних монашеских традиций. 24.09.2019 г. Доклад на международной научно-практической конференции «Преемство монашеской традиции в современных монастырях. Миссия монастырей в современном мире: цели, задачи, принципы построения коммуникации» (Свято-Троицкая Сергиева лавра, 24–25 сентября 2019 г.). [Эл. ресурс]. URL: https://monasterium.ru/doklady/preemstvo-monasheskoy-traditsii-v-sovremennykh-monastyryakh-missiya-monastyrey-v-sovremennom-mire-ts/sovremennaya-missiya-monastyrey-v-svete-drevnikh-monasheskikh-traditsiy/

4. Сагарда Н.И. Первое Соборное Послание святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Исагогико-экзегетическое исследование. Полтава, 1903. С. 402-403.

5. См. п. 3.

6. Георгий Флоровский, прот. Вера и культура. Избранные труды по богословию и философии. СПб.: РХГИ, 2002. С. 646.

7. Леонтьев К.Н. Избранное. М., 1993. С. 277.

8. Для славы Божией потрудиться. Религиозно-просветительская деятельность Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря / Я.Э. Харитонова. – Архангельск : КИРА, 2018. – 188 с. : табл., ил. С. 4

9. Там же. С. 4-5.

10. Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. Доклад на Собрании игуменов и игумений Русской Православной Церкви (23 сентября 2016 г.) [Эл. ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4621772.html

11. См.: Смирнов С.И. Духовный отец в Древней Восточной Церкви: История духовничества на Востоке. М.: ПСТГУ, 2003. С. 251.

12. Палестинский Патерик. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2009. С. 382.

13. Там же.

14. Положение о монастырях и монашествующих. П. IX.

15. Александрова Т.Л., Суздальцева Т.В. Русь уходящая. Рассказы митрополита Питирима. СПб., 2007. С. 521.

16. Смирнов С.И. Как служили миру подвижники Древней Руси. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1903. С. 107.

17. Цит. по: Смирнов С.И. Духовный отец в Древней Восточной Церкви… С. 249.

18. См. п. 1.

19. См. п. 1.

20. Василий Великий, святитель. Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах (Большой Аскетикон). Вопрос 15. [Эл. ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/pravila-prostranno-izlozhennye-v-voprosah-i-otvetah/#0_16

21. Иеромонахи Кирилл и Мефодий (Зинковские). Монастырские школы: история и современность. [Эл. ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefodij_Zinkovskie/monastyrskie-shkoly-istorija-i-sovremennost/

22. Казанский П.С. История православного монашества на Востоке. Часть 2. М.: Тип. Александра Семена, 1856. С. 288–289.

23. Ананьева О.А. Монашество и христианизация // Теория и практика общественного развития. 2011. № 4. С. 240.

24. Архимандрит Дамаскин (Лебедь). Миссия монашества: исторический аспект. Доклад на международной научно-практической конференции «Преемство монашеской традиции в современных монастырях. Миссия монастырей в современном мире: цели, задачи, принципы построения коммуникации» (Свято-Троицкая Сергиева лавра, 24–25 сентября 2019 г.). [Эл. ресурс]. URL: http://zachatevmon.ru/?p=49472

25. См. п.3.

***

Фото: АТ

Пресс-группа Всесвятского прихода г. Краснодара

Статья написана trifon54

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели