Священномученик иерей Александр Флегинский (1861-1918)

На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 4 мая 2017 г. было принято решение включить в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской имена священников Александра Флегинского и Михаила Лисицына.

 ***

Священномученик Александр Флегинский (1861-1918)

День памяти: 6 апреля (24 марта по ст.ст.)

Священномученик Александр Косьмич Флегинский родился 19 февраля 1861 г. в семье священника Косьмы Флегинского.

В 1883 г. Александр окончил Ставропольскую духовную семинарию, получив место псаломщика при Казанском соборе города Ставрополя. В этом же году он был рукоположен в сан диакона, а затем во священника епископом Кавказским и Екатеринодарским Германом (Осецким) и определен к храму святого мученика Лонгина сотника станицы Ключевой Кубанской области.

В 1885 г. отец Александр был переведен в станицу Красногорскую, где занимал должность окружного миссионера, а затем и окружного духовника в благочинии. За усердную многолетнюю службу Церкви он был награжден набедренником, скуфьей, камилавкой и золотым наперсным крестом.

Помимо приходских трудов отец Александр принимал активное участие в епархиальной жизни и был членом Ставропольского епархиального церковно-археологического общества, являвшегося первым церковно-научным учреждением на Северном Кавказе.

4 февраля 1908 г. он был переведен в станицу Георгие-Афипскую и назначен благочинным 17-го церковного округа. Овдовев в 1911 г., он вплоть до своей кончины жил вдовцом.

Как благочинный, отец Александр представлял интересы духовенства округа в качестве делегата на общеепархиальных съездах священнослужителей, принимал участие в работе съездов духовенства Екатеринодарского училищного округа, ревизировал деятельность городского духовного училища.

После февральского переворота 1917 г. настало время тяжких испытаний для страны и Церкви. Вспыхнула гражданская война, охватившая всю Кубань и Северный Кавказ.

В марте 1918 г. разрозненный большевистский отряд захватил станицу Георгие-Афипскую, силой установив советскую власть. По станице прокатилась волна безудержного насилия, начались скорые расправы с представителями «царского режима, угнетавшими трудовой народ». В это же время был схвачен и расстрелян красноармейцами отец Александр.

В «Обращении Церкви Екатеринодарской к христианским Церквям всего мира», опубликованном 7 апреля 1919 г. в газете «Вольная Кубань», о случившейся трагедии кратко сообщалось следующее: «в станице Георгие-Афипской священник отец Александр Флегинский был изрублен в куски».

После освобождения Кубанской области от большевиков началось расследование обстоятельств гибели отца Александра Особой следственной комиссией по расследованию злодеяний большевиков, состоящей при главнокомандующем вооруженными силами на Юге России.

26 марта 1919 г. члены Особой комиссии произвели осмотр делопроизводственных документов Кубанского епархиального совета и выявили часть рапортов на имя епископа Кубанского Иоанна (Левицкого), в которых «об убийствах большевиками лиц духовного звания не содержится описания обстоятельств, при которых произошли эти убийства».

В их числе был рапорт благочинного 17 округа от 17 декабря 1918 г. об убийстве священников станиц Ключевой Моисея Тырышкина и Георгие-Афипской Александра Флегинского. О времени смерти отца Александра позднее свидетельствовал инспектор Георгие-Афипского двухклассного начального смешанного училища А. Бельский, который указывал, что «законоучитель священник Александр Флегинский скончался в марте месяце 1918 г.».

На основании собранных материалов члены Особой комиссии в одном из следственных документов об обстоятельствах смерти отца Александра в краткой форме писали: «Флегинский Александр, священник станицы Георгие-Афипской Кубанской области избит с бесконечными глумлениями, выведен был за станицу и убит. Тело его было найдено много времени спустя».

Весть о гибели кубанского благочинного широко распространилась в епархии, и, даже несмотря на отсутствие постоянного сообщения из-за продолжавшихся до августа вооруженных столкновений красноармейцев с частями Добровольческой армии, в 1918 г. стала известна в г. Ставрополе.

Указанные выше сведения об обстоятельствах смерти находят свое подтверждение в заявлении делегата Ставропольско-Кубанского епархиального собрания священника Иоанна Гревцова, которое было подано 13 (26) сентября 1918 г. в канцелярию Всероссийского Освященного Церковного Собора в связи с формированием Собором списка лиц, пострадавших за веру и Церковь. В этом документе отец Иоанн, в частности, сообщал: «Достоверно также известно мне и всей епархии нашей о гибели благочинного священника Александра Флегинского, священника станицы Георгие-Афипской Куб[анской] обл[асти]. Отец Флегинский расстрелян после жестоких мучений». В заключении он добавлял, что указанные в документе лица казнены без суда случайными бандами.

После освобождения станицы Георгие-Афипской от большевиков Добровольческой армией в августе 1918 г., растерзанное тело отца Александра было обнаружено за пределами станицы спустя семь месяцев после убийства. Эти данные подтверждает следственная комиссия и метрическая запись об отпевании отца Александра в Александро-Невском войсковом соборе города Екатеринодара, где датой смерти является 24 марта, а датой отпевания и погребения 18 сентября 1918.

После того как тело отца Александра было найдено, вероятно, его сын Владимир, занимавший должность судебного следователя 2-го участка Сальского округа Новочеркасского окружного суда, вывез в город Екатеринодар, где приготовил к христианскому отпеванию и погребению.

Отпевание состоялось 18 сентября 1918 г. в Александро-Невском соборе при стечении большого количества духовенства 17-го благочиния Кубанской области, которое много лет возглавлял отец Александр, о чем было засвидетельствовано записью в метрической книге собора. Похоронили отца Александра на городском Екатеринодарском Всехсвятском общем кладбище рядом с могилой его матушки Марии Николаевны Флегинской. На ее надгробии указаны даты жизни «Родилась 31 марта 1867 г. Скончалась 10 ноября 1911 г.» Ниже эпитафия: «Мир праху твоему, дорогая жена и мать».

Память о бывшем настоятеле священнике Александре Флегинском в приходе Георгиевского храма поселка Афипского Северского района (бывшей станицы Георгие-Афипской) молитвенно чтится и доныне. Усердием афипских прихожан разрушенное на могиле отца Александра надгробие в 2017 г. было восстановлено.

***

На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 4 мая 2017 г. было принято решение включить в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской имена пострадавших на Кубани в 1918 г. священников Александра Флегинского (1861-1918 гг.) и Михаила Лисицына (1862-1918 гг.) (журнал заседаний Священного Синода № 27).

***

Из «Обращения Церкви Екатеринодарской к христианским Церквам всего мира»:

«Братия!

Страдания наши переполнили чашу испытаний.

На Православную церковь в России воздвигнуто жестокое гонение. Святыни веры безнаказанно оскверняются дерзкими кощунниками. Престолы в алтарях разрушаются, частицы Святого Тела Христова из дарохранительниц выбрасываются. Святые мощи глумливо обнажаются, и церковная утварь беспощадно расхищается.

Много храмов или красноармейцами разрушены, или советскими властями запечатаны, или в места увеселения, в тюрьмы и даже в места свалки нечистот обращены. 14 епископов, сотни священников, в особенности из выдававшихся твердостью защиты веры и проповедническим даром – расстреляны, повешены, утоплены, сожжены, при чем казни священнослужителей часто сопровождаются жесточайшими пытками. Так, например, епископу Пермскому Андронику выкололи глаза, вырезали щеки, и его, истекающего кровью, с насмешками водили по городу. В Херсонской губернии священника распяли на кресте. Такие факты бывали в каждой епархии. В нашей же Кубанской области мы можем засвидетельствовать следующие случаи жестокой расправы со служителями Алтаря Христова: в станице Незамаевской священник о. Иоанн Пригоровский в ночь под Пасху, пред началом чтения деяний Апостольских посредине храма был зверски замучен: ему выкололи глаза, отрезали уши и нос и размозжили голову. В станице Усть-Лабинской священник о. Михаил Лисицын был мучим в течение трех дней – с пятницы до воскресенья. Убили его 22 февраля 1918 года. Когда тело его было найдено, то на нем оказалось более 10 ран, голова была изрублена в куски. В станице Георго-Афонской священник о. Александр Флегинский был изрублен в куски. В станице Пластуновской священник о. Георгий Бойко был убит мучительным образом: на горле у него была ужасная рана – очевидно, горло было как-то разорвано. В станице Кореновской был убит священник Назаренко, а в храме были произведены всяческие глумления: алтарь был обращен в отхожее место и даже пользовались при этом священными сосудами. В Екатеринодаре было несколько случаев издевательства над иконами: в церкви Епархиального училища и в Духовном училище, где на образе Святителя Николая были вырезаны глаза, а затем самый образ был брошен в навозную кучу» (1).

Источники

  1. Красный террор в годы гражданской войны. По материалам Особой следственной комиссии по расследованию злодеяний большевиков. Редактор-составитель Ю.Г.Фельтишинский и Г.И. Чернявский. М., 2004.
  2. Иерей Александр Флегинский. Сайт Комиссии по канонизации святых Екатеринодарской епархии. http://kanonkuban.ru/novomucheniki-zemli-kubanskoj/ierej-aleksandr-fleginskij/

 

Пресс-группа Всесвятского прихода г. Краснодара / Сайт Комиссии по канонизации святых Екатеринодарской епархии

 

Статья написана trifon54

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели