Во Всесвятском храме новая икона Божией Матери – «Аз есмь с вами, и никтоже на вы»

8 апреля Всесвятский приход обрел новую икону Богородицы, которая именуется «Аз есмь с вами, и никтоже на вы», а другое название – «Леушинская».

 8 апреля 2019 г. в Краснодаре, в иконописной мастерской Владимира Бутова, состоялась передача настоятелю архимандриту Трифолну (Плотникову) новонаписанной иконы «Аз есмь с вами, и никтоже на вы». Перевод названия с древнерусского: «Я рядом с вами, и никто вам не повредит». По другому икону называют – «Леушинская». А еще ее именуют «Спасительницей России».

Образ для нашего Всесвятского храма писан по инициативе покойной матушки схимонахини Матроны (Щербак), которая предложила сделать такой подарок храму и собирала на это средства.

Ниже публикуем более подробную информацию об истории иконы из интернет-издания о православной культуре с названием «О вере».

 ***

 Леушинская икона Божией Матери – помощница во всех бедах и Покровительница России

Этот удивительно красивый образ имеет еще название «Аз есмь с вами, и никтоже на вы». Леушинская икона – одна из самых почитаемых православных икон, широко прославившихся в начале ХХ века. С ней связан ряд исторических событий, своей судьбой она повторяет трагические пути многих людей и храмов нашей страны. О чем молятся Леушинской иконе, какова ее история и почитание вы узнаете из этой статьи.

Иконография Леушинской иконы

Леушинская икона Божией Матери получила свое название по месту пребывания – женскому Иоанно-Предтеченскому монастырю села Леушино Вологодской области. Перевод древнерусского названия: «Я рядом с вами, и никто вам не повредит», – это строка из песнопения в праздник Вознесения Господня.

После Своего Воскресения и до того, как вознестись на Небо к Богу Отцу, Христос утешил апостолов и Пресвятую Богородицу, остававшихся на Земле, обещанием того, что невидимо Он будет всегда находиться с ними и со всеми верующими в Него. Господь, святые и Матерь Божия слышат наши молитвы и помогают нам Божией благодатью.

Икона показывает Христа даже во младенчестве как Небесного Царя, а Матерь Божию – как защитницу людей от всех напастей, еще при жизни с материнской заботой пекущуюся об учениках Христовых – апостолах. Богородица, словно Воительница, стоит во весь рост (на оригинале) и держит в объятиях Младенца, широко разведенными руками благословляющего молящихся и посылающего благодать Свою людям. Этот жест можно воспринимать как знак защиты и любви к верующим людям, и как готовность Христа и Богоматери помочь в любое время, ответив на молитву.

Другое название иконы – «Спасительница России» – дал ей сам святой праведный Иоанн Кронштадтский в 1905 г., когда волны первой революции захлестывали всю страну. Святой молился перед образом Леушинской Богородицы о помощи России в преодолении смуты и говорил пророчески, что Богоматерь сохранит страну. Возможно, именно его молитвами и заступничеством Пречистой Девы Марии Бог отсрочил страшный час падения империи и наступления кровавой гражданской войны.

Каждый образ Пресвятой Владычицы Небесной несет важный богословский и назидательный смысл. Леушинский образ показывает и восхваление Богородицы – она стоит в торжественной позе, и духовное единение Бога в образе Младенца Христа и человека – Девы Марии, ведь Пресвятая Дева была избрана из обычных людей по своей чистоте и святости.

Как и каждый чудотворный образ Богородицы, Леушинская икона имеет множество копий, созданных в различных стилях при сохранении деталей иконографии. Так, на некоторых вариантах образа одежды Младенца Иисуса золотые или белые с добавлением зеленых или коричневых оттенков. Бывает разным и фон иконы: на оригинальном образе он небесного цвета, но иногда делают и традиционный иконописный золотой фон.

Исторические особенности Леушинской иконы «Аз есмь с вами, и никтоже на вы»

Документально подтверждены первые свидетельства об образе Леушинской иконы: она была создана в 1860 г. неизвестным иконописцем по заказу купца Гаврилы Медведева – петербургского торговца, родившегося на Вологодчине и имевшего свое дело в Гатчине.

Образ был подарен храму святого Иоанна Предтечи села Леушино, стоявшего неподалеку от города Молога Вологодской губернии (сейчас здесь Рыбинское водохранилище, рядом – город Череповец): отсюда был родом Медведев.

Этот глубоко верующий человек, возвысившись и имея успешную торговлю, решил подарить образ в родной храм как благодарность за помощь Пресвятой Богородицы и поддержку родных людей. Очевидно, купец был праведной жизни, ведь икона вскоре после передачи ее в храм стала источать чудотворения, затем вокруг храма был создан монастырь, прославившийся своими святыми и мудрыми насельницами, а образ получил большое почитание верующих людей.

Корни иконографии Леушинской иконы Богородицы уходят в древние времена и связываются с исторической иконой Похвалы Богоматери, где Царица Небесная восседает на троне, показывая Младенца Христа людям и глядя на молящихся ей в окружении святых и ангелов. Леушинский образ может быть воспринят как менее торжественное (без трона и сонма святых), более приближенное к людям изображение Похвалы Богородицы.

Первые упоминания о почитании иконы Похвалы в Византийской империи относятся к IX веку. В Константинополе еще первый император-христианин Константин Великий создал храм, посвященный Богородице, и праздник в Ее честь. По прошествии веков духовный смысл праздника был отражен в иконописи – так появилась икона Похвалы Богородицы. По композиции образ также похож на Уссурийскую икону Божией Матери. На этом образе Богородица прижимает Христа к Себе обеими руками, а не одной. Кроме того, на Леушинской иконе Богоматерь прямо смотрит с иконы на людей, а на Уссурийской Ее голова склоняется в сторону.

Судьба иконы «Аз есмь с вами» и Леушинского монастыря

Леушинская икона получила большую известность своими чудотворениями. Богородица вдохновила нескольких вологжанок во главе с игуменьей Таисией – петербурженкой с прекрасным образованием, желавшей послужить Богу, просвещая людей – создать в 1885 году вокруг Иоанновского храма Леушинский Иоанно-Предтеченский монастырь.

Он очень скоро стал одной из крупнейших женских обителей России и со временем получил народное название «женской Лавры», став центром духовной жизни целого края. Во времена процветания обители в ней жили более семисот девушек и женщин: монахинь, послушниц, трудниц – развивалось иконописное искусство, был приют для девочек и странноприимный дом, богадельня, школа, обрабатывались большие сельскохозяйственные угодья. Леушинская икона сразу стала главной святыней обители.

Скромный сельский храм в честь Иоанна Предтечи был бережно сохранен на территории монастыря, но главный собор обители был построен как новое здание и освящен в честь Похвалы Пресвятой Богородицы (ведь Леушинская икона еще не имела официального признания отдельной чудотворной иконой, она была еще слишком «юной» для почитаемой святыни).

Этот храм был отстроен по проекту Великой Церкви – большого Успенского собора Киево-Печерской Лавры в 1889 г. Здесь как главная святыня обители хранилась икона «Аз есмь с вами и никтоже на вы» – Леушинская.

Свято-Похвальский храм был построен по инициативе игуменьи Таисии (Солоповой) и благословению святого преподобного Иоанна Кронштадтского. Настоятельница, игуменья Таисия и способствовала всероссийскому распространению почитания иконы Пресвятой Богородицы Леушинская. Матушка создала в обители иконописную мастерскую, где сестры с любовью писали списки с Леушинского образа.

Один из них, сделанный особым образом – «мера в меру», то есть точно по размерам иконы, был подарен игуменьей Таисией Иоанну Кронштадтскому. Именно на этой иконе была помещена надпись «Аз есмь с вами и никтоже на вы» церковнославянским шрифтом – с этими словами, по преданию, игуменье Таисии явилась Пресвятая Богородица во сне.

По преданию, еще одним списком образа, созданным леушинскими сестрами, святой Иоанн Кронштадтский благословил будущего преподобного Серафима Вырицкого, а тот купца Василия Муравьева. Известно, что после принятия монашеского пострига в тяжелейшие годы истории России – 1937 и 1942 годах преподобный Серафим по примеру своего небесного покровителя Серафима Саровского дважды коленопреклоненно молился на камне в течение 1000 дней о стране. Предание гласит, что молитву он совершал именно перед списком Леушинской иконы.

Имена настоятельницы Леушинской обители игуменьи Таисии и святого Иоанна Кронштадтского связаны неразрывно. Почитаемый всей Россией пастырь, святой Иоанн имел лишь узкий круг духовных детей, которым он мог давать индивидуальные наставления и советы. Одной из них была Таисия – женщина с прекрасным образованием и воспитанием, деятельно помогавшая людям, восстановившая монашескую жизнь в целом ряде обителей Северо-Запада России: Ферапонтов монастырь под Вологдой (были сохранены и оберегаются сейчас музейными работниками древние фрески иконописца Дионисия); обитель в честь апостола Иоанна Богослова в Суре (на родине святого Иоанна Кронштадтского); монастырь Благовещения Богородицы Воронцовский неподалеку от Пскова; обитель Парфеновско-Богородичная под Череповцом; монастырь Антония Черноезерского на реке Шексна, неподалеку от Леушино; Свято-Троицкая Синезерская обитель около Устюжны, тоже на Вологодчине и некоторые другие.

Конечно, Леушинский монастырь был любимым детищем игуменьи, местом ее жизни и главных трудов. Игуменья Таисия как человек святой жизни и широкой известная общественная деятельница имела награду Священного Синода (наперсный крест с камнями), была представлена Императорской Семье святого царя-страстотерпца Николая II и имела духовную дружбу со святой царицей Александрой Федоровной.

Она оставила после себя и ряд книг о духовной жизни, которые сейчас с благоговением читают православные люди, особенно новоначальные монахини. Иоанн Кронштадтский – святой, имя которого известно во всем православном мире. Еще при жизни он, священник большого собора, основатель большого столичного монастыря, был известен всей Российской империи, еще при жизни творил дивные чудеса. И сегодня свидетельствами о его помощи люди не перестают делиться устно, в печати и интернете.

Простой штатный священник Андреевского собора в Кронштадте, пригороде тогдашней столицы России – Петербурга, он был прославлен Богом за свою добродетельную жизнь, наполненную молитвами о нуждающихся, заботами о бедняках, которых в портовом Кронштадте было много, проповедью и миссионерством. Своих детей у него не было, и пастырь добрый, скромный священник словно усыновил всех несчастных, приходивших к нему.

Миллионы жертвовали ему, и все он раздавал нищим и нуждающимся, просящим о поддержке. Молва об исцелениях, изгнании нечистой силы из людей, чудесном изменении судеб после молитвы отца Иоанна шла по всей стране. При участии святого праведного Иоанна Кронштадтского в Петербурге были основаны два монастыря: обитель в честь святого Иоанна Рыльского на Карповке (сейчас здесь почивают мощи самого Иоанна Кронштадтского) и подворье Леушинского монастыря в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Святой Иоанн скончался в 1908 г., а его ученица, игуменья Таисия – в 1915.

Современное почитание Леушинского образа

Молитва в Леушинской обители не прекращалась ни на минуту с момента создания: существовала, как и во многих монастырях сегодня, «Неусыпаемая» череда (то есть «неспящая» – сестры по очереди вставали и ночью, чтобы молитва за весь мир не прекращалась).

Но в 1931 г. монастырь был разогнан: некоторые монахини приняли мученичество за Христа, другие были рассеяны по всей стране.

В 1941 г. на место Леушино и города Мологи хлынули воды Рыбинского водохранилища. И сегодня дайверы и водолазы исследуют места «русской Атлантиды» с сохранившимися предметами быта, основаниями зданий.

Вместе с храмами разоренной обители канула в воду Волги и чудотворная Леушинская икона: монахини не смогли забрать святыню. Подворье обители в Петербурге приютило монахинь разоренного монастыря, но и здесь вскоре наследниц настигли гонения и аресты.

Келейный корпус подворья и храм Иоанна Богослова отдали под психоневрологический интернат. Служение здесь было возобновлено только в начале 2000-х гг., подворье стало центром памяти святого Иоанна Кронштадтского и хранителем наследия игуменьи Таисии – здесь основан их музей.

Удивительно, что в дневниках игуменьи Таисии и со слов сестер монастыря было известно, что настоятельница перед смертью видела сон о затоплении и разорении Леушинской обители, а затем о ее возрождении.

Действительно, сегодня известно место пребывания обители под водами Рыбинского водохранилища: в засушливое лето 2002 г. из вод Рыбинского водохранилища показалось ориентиры затопленного монастыря. 10 октября епископ Вологодский Максимилиан (Лазаренко) и духовенство епархии совершили молебен на месте затопленной обители, чьи храмы сровняли с землей.

На берегу водохранилища, в селе Брейтово в ноябре 2003 г. была возведена на пожертвования потомков крестьян из затопленных Рыбинском морем деревень часовня. Она стала памятником погибшим на строительстве Рыбинском ГЭС заключенным, разрушенным затоплением судьбам людей и почти тремстам мологжанам, не захотевшим покинуть родные дома и добровольно вместе с Мологой ушедшими на дно. Стала она и духовным маяком для всех жителей края, особенно трудящихся на пароходстве.

Конечно, часовню посвятили Леушинской иконе Божией Матери – покровительнице края, поруганной святыне, символу затопленной кровью и водой благочестивой древней Руси. Это первая часовня в честь иконы «Аз есмь с вами и ничтоже на вы» в России.

Здание расположено у самой кромки воды Волги и удивительным образом каждую весну оказывается окруженным водой, хотя фундамент не размывается. Благодаря этому чуду Леушинская икона получила третье название – «Богородица на водах».

В 2015 г. в селении на берегу Рыбинского водохранилища, наиболее приближенном к месту Леушинской обители – Мяксе начал возрождаться монастырь. Здесь был создан храм, освященный, как и первая церковь, где пребывала чудотворная Леушинская икона, в честь Иоанна Предтечи, и образовалась небольшая, но сильная духом женская монашеская община.

В конце 2016 г. Священный Синод утвердил открытие Новолеушинского Иоанно-Предтеченского женского монастыря с шестью монахинями. Рядом с храмом разбит сад и огород, обустроено монастырское хозяйство и келейный корпус.

Еще раньше, 23 апреля 2002 г., по решению Священного Синода Леушинский образ был официально признан Церковью чудотворным. Установлен день празднования этой прекрасной иконы: пятая суббота Великого поста, вместе с памятью иконы Похвалы Пресвятой Богородицы, древним прообразом Леушинской. В этот день во всех церквях торжественно читают Акафист Божией Матери. Образ все больше узнается и почитается не только в России, но и в других славянских и европейских странах.

Списки чудотворного образа в разных городах и странах

Сейчас во многих храмах есть репродукции образа «Леушинская». Торжественный и милостивый лик Богородицы, яркость и современность красок привлекают к иконе многих верующих. Приобретают ее и для домашнего иконостаса, а многие рукодельницы создают вышитый образ в подарок близким. Наиболее почитаемый старинный список Леушинского образа пребывает на подворье Леушинского монастыря в Петербурге. Подворье было основано в 1894 г. при участии святого праведного Иоанна Кронштадтского. Сюда он передал список «мера в меру», подаренный ему сестрами монастыря во главе с игуменьей Таисией – образ, на котором впервые появились слова «Аз есмь с вами…».

Еще один образ находится в иконостасе храма Леушинского подворья по левую сторону от Царских врат: обычно там находится икона Одигитрии. Список, перед которым молился преподобный Серафим Вырицкий, долго хранился у его родных (за преподобным в старости ухаживала его жена, также принявшая монашеский постриг, и дочь), а после был передан в Козелецкий Свято-Георгиевский монастырь Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.

Видимо, была воля Божия о том, чтобы такая святыня укрепляла дух верующих в тяжелый период украинской истории. В Северной столице и Ленинградской области есть несколько списков Леушинской иконы: в храме-часовне Тихвинской иконы Божией Матери неподалеку от разрушенного Андреевского собора в Кронштадте, где служил святой праведный Иоанн Кронштадтский; один из первых исторических списков образа пребывает в Петропавловском соборе в Гатчине (возможно, он также был сделан для заказчика чудотворной иконы, купца Медведева); еще один список находится в Казанском храме поселка Шугозеро.

Сохранились известные списки Леушинской иконы и в столице: в храме Воскресения в Кадашах и Всесвятской церкви у метро Красносельская. Необходимо упомянуть и о чтимом списке, очевидно, также сделанном сестрами Леушинской обители с оригинала чудотворной иконы, который пребывает в Мологском Покровском женском монастыре. Это единственная обитель, оставшаяся не затопленной после ухода под воду Мологи с ее храмами. В 2010-х гг. по просьбе сестер Новолеушинского монастыря был выполнен список образа в классическом для иконописи древнерусском стиле. Он станет главной святыней возрождающейся обители. Уже сейчас можно поклониться этой иконе в Петербурге.

Как молиться Леушинской иконе о помощи

Чудотворный образ – дивное изображение Божией Матери такой, как Она являлась многим святым угодникам. Академическая живопись – живописная манера, которая передает светотень и имеет фотографические черты – дает возможность современному человеку представить Божию Матерь как живую. Пресвятая Богородица по молитвам к ней перед Леушинским образом откликается на любые просьбы о нуждах и бедах. Ее историческая роль подсказывает, что образ имеет особую благодать в покровительстве всем православным людям и городам; в защите от врагов и недоброжелателей; в помощи в разрешении сложных конфликтов между родными людьми и странами; в избавлении от опасностей; в помощи семейному счастью; в избавлении от судебных тяжб.

В любых проблемах вашей духовной жизни – не забывайте о молитве ежедневной, о борьбе со своими грехами и недостатками, посещении храма и приобщении Святых Таинств Церкви.

Молитва иконе – «Аз есмь с вами и ничтоже на вы» – Леушинской

О Всеблагая Заступнице рода христианского, Мати вся держащего десницею Своею Христа Бога нашего! Излей на ны милости и щедроты Его, и да не убоимся и не устрашимся враг видимых и невидимых, яко рекла еси уповающим на Тя: «Аз есмь с вами и никтоже на вы». Сохрани истинную святую Православную Церковь и обитель нашу от расколов и ересей и положи начало покаяния народа нашего. Возврати Святую Русь на дарованный ей Богом путь неповрежденной веры, да наполнится фимиамом молитв и расцветет, аки крин сельный; да поживем в благочестии и чистоте, всегда хранимы тобою от искушения антихристова, нашествия иноплеменных, междуусобныя брани, труса, огня, глада и мора; от напрасныя смерти, пленения и раздоров семейных; монашеское житие укрепи и спаси ны, Пречистая, яко уповаем на Тя по реченному тобою: «Аз есмь с вами и никтоже на вы». Молися о нас, Пресвятая Владычице Богородице, ко Господу Богу нашему, милующему и спасающему, да не лишит ны защиты и Царствия Своего присвоения, иже и Сам рече верным Своим: «Аз есмь с вами и никтоже на вы». Ему же слава, держава, честь и поклонение, сила и величие подобает Отцу, и Сыну, и Святому Духу ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Фото: АТ и из интернета

Пресс-группа Всесвятского прихода г. Краснодара

Статья написана trifon54

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели