Поездка в Северную Осетию-Аланию 12-16 июня 2023 г.

По благословению правящего архиерея митрополита Григория в июне 2023 г. батюшка Трифон совершил деловую и паломническую поездку в Северную Осетию-Аланию. Во время путешествия батюшка вел дневник, который собирался разместить на Приходском сайте – не успел… Эта публикация – с благословения настоятеля отца Василия в память батюшки Трифона.

Из дневника батюшки Трифона: «Нас четверо человек: застрельщица наша и инициатор поездки во Владикавказ – в прошлом журналист, а ныне – пенсионер, Ольга Алексеевна Архипова; секретарь Приходского собрания, моя помощница Феврония, а по паспорту она – Лада Владимировна Ивасько; взялся нас свозить на своем микроавтобусе прихожанин наш Коля – Николай Теймуразович Мгебришвили; ну и наконец аз – многогрешный архимандрит Трифон, извольте видеть, настоятель Всесвятского прихода. Долго мы чинились-рядились, собирались в путь-дорогу, пока у нас у самих окно временное в месяце июне не открылось, пока созванивались со Владикавказом – дорогу себе прокладывали, как вдруг незаметно выяснилось – выяснилось для нас (другие-то потом нам всё подробно разъяснили), что сезон дефицита гостиничных и иных койко-мест наступил бесповоротно. Даже монастырь женский в 54 км от города отказал – на 2 месяца вперед все занято и забронировано. Как известно бывших, в том числе журналистов, не бывает. Вот и наша Ольга Алексеевна не просто выступила инициатором превращения Всесвятского кладбища из обычного и неприглядного, в каковом ныне пребывает, вида ОКН – объекта культурного наследия – инициатором преображения его во Всесвятский мемориал «Память поколений». И не просто в звучном наименовании перемены должны произвестись, но в самой сути существования старинного и значимого для града и края погоста. По утверждению Ольги Алексеевны, есть хороший пример удачного обустройства мемориала «Аллея славы» во Владикавказе. Туда мы и навострили свои лыжи. Причем выехали мы, практически до последнего не зная, найдем ли где приют. Однако, от предложенного бронирования мест в гостинице отказались, таки надежду имея ввиду. О.А. дозвонилась до приемной президента Республики Северная Осетия – Алания. Там ей посоветовали запастись письмами от митрополита Кубанского к главе Владикавказа и к архиепископу Герасиму. В праздник памяти блаженной Ксении Петербуржской в Елизаветинской станице 6 июня сослужил владыке Григорию по приглашению настоятеля протоиерея Георгия Лабецкого. Удалось объяснить ситуацию и получить благословение на поездку. Просил походатайствовать перед архиепископом Герасимом и о размещении. 12 июня – день России. В епархиальном управлении услышал от секретаря, д. Максима Печеркина, что в этот день в 9 утра владыка Григорий собирается освящать мемориал примирения в Расстрельном углу нашего Всесвятского погоста. А мы ведь намеревались с утра пораньше именно в этот день стартовать. Всех предупредил, переиграли. Решили – выедем после десяти часов. Лучше самому все проконтролировать и уж со спокойной совестью – трогаться. 11 июня, ближе к вечеру, т.е. в воскресенье, позвонил о. Максим Печеркин и сообщил, не без юмора в голосе, что мероприятие отменяется. Связано ли было то с загруженностью губернатора, хотя никто и не говорил, что он будет (но инициатива-то реконструкции мемориала – его была), или это было вызвано ситуацией с СВО, – не ведомо. Однако, нам такое пришлось вполне по душе. 

12 июня. Отправление в путешествие. Итак, помолясь, выехали из Краснодара, с Новокузнечной улицы, около девяти утра. Как из города выбрались, прочитал вслух акафист Божией Матери «Радуйся, Невесто Неневестная». Сонливое состояние. Вскоре начался продолжительный ливень. Вдалеке, как будто случайные, стоящие по отдельности друг от друга небольшие горы.

В начале шестого часа вечера въехали во Владикавказ. Эсэмэской днём о. Рустик сообщил мне адреса нашего размещения. Меня примут в епархиальном управлении – ул. Церетели, 6/8, спутников – на территории Покровского храма – ул. Августовских событий, 83. По навигатору находим первый адрес.

Старинное ухоженное профессионально реставрированное кирпичное здание. Главный торжественный вход по лестнице ведет в храм святого князя Владимира. Уютная с невычурными росписями церковь. Вот проповедь апостолов в Алании. Вот спасшая детей Нана Задалески. Вот чудо святого, явленное Хетагу. А вот ряд просветителей Алании – Коста Хетагуров, епископ Иосиф (Чепиговский), протоиерей Алексий (Аксо) Колиев, протоиерей Алексий Гатуев. Все это, конечно, удалось рассмотреть позже, поскольку, как только я поднялся, мне навстречу вышла женщина с возгласом: «А вот мы Вас и ждем». Взяла благословение. Зинаида. В храме были еще две пожилых женщины, которые также подошли под благословение. Зинаида провела меня в мои «покои» в полуподвальном, цокольном помещении. Спутники мои за меня порадовались: вполне уютно – спальня на две койки, небольшая гостиная с кухонной стойкой, холодильник, микроволновка, просторный санузел с душевой и стиральной машинкой. Познакомились с молодым грузином Гелой – охранником, который позже не раз выручал, даже не будучи на дежурстве (запустить-выпустить машину), поскольку догадался телефон его испросить. В Покровский храм своих на ночевку одних не отпустил, и не зря – организационные моменты не бывают без шипов и недоразумений. Церковь стоит алтарем к уличному тротуару. Двор, с противоположной, западной стороны – вход. Напротив – иконная лавка с открытой дверью. Охранник, лавочница – никто ничего не знает, никто, якобы никому ничего не говорил. Появляется молодой высокий стройный человек – Павел, как выяснилось – алтарник». С появлением Павла история с заселением завершилась благополучно.

13 июня. Из рапорта архимандрита Трифона митрополиту Григорию: «13 июня мы имели встречу в администрации г. Владикавказа. Нас принял первый заместитель главы Зураб Кимович Дзоблаев, который сопроводил нас на мемориал «Аллея Славы», где нам была проведена экскурсия.

Затем состоялась аудиенция у главы АМС г. Владикавказ Вячеслава Эльбрусовича Мильдзихова. Во второй половине дня – встречались с заместителем руководителя Архивной службы Республики Северная Осетия – Алания Борисом Петровичем Хаймановым. В тот же день в республиканском Доме дружбы заместитель директора Дома дружбы народов РСО-Алания, заслуженный работник народного образования Тамара Габоевна Кавтукова ознакомила нас с документами по организации мемориала «Аллея Славы». Именно она была инициатором и движителем создания мемориала».

14 июня. Из рапорта архимандрита Трифона митрополиту Григорию: «14 июня нас принял Его Высокопреосвященство архиепископ Владикавказский и Аланский Герасим. В епархии же мы встретились с заведующим епархиальной канцелярией, научным сотрудником Института истории и археологии РСО-Алания, кандидатом исторических наук Феликсом Сергеевичем Киреевым».

В этот же день, после обеда, в сопровождении диакона Ильинской церкви Марка поехали по храмам города: церковь Михаила Архангела (Гавриила), храм св. Иоанна воина на мемориале «Аллея славы», где познакомились с настоятелем о. Василием и его матушкой Ириной, которые провели нам еще одну, с новыми комментариями, экскурсию по мемориалу.

 

Затем посетили самую старую из сохранившихся церквей – Рождества Пресвятой Богородицы (местное название – Осетинская),

Ильинскую церковь и часовню блаженной Анастасии на старом городском кладбище,

кафедральный собор Георгия Победоносца.

15 июня. В первой половине дня выехали за пределы города – в Аланский Свято-Успенский мужской монастырь (учреждён в 2000 г.) в селе Хидикус, в Куртатинском ущелье. Монастырь расположен на высоте 1300 метров (неофициально – около 2000 м) над уровнем моря. На обратном пути посетили город мертвых – «Даргавский некрополь», филиал ГБУК «Национальный музей РСО-Алания» и место гибели киногруппы Сергея Бодрова – Кармадонское ущелье. Спели «Вечную память».

После обеда посетили БесланИз дневника батюшки Трифона: «Прежде отъезда в Беслан, заехали в Дом дружбы за Тамарой Габоевной Кавтуковой, которая изъявила желание отправиться с нами. Тамара всю дорогу с кем-то созванивалась. Прямиком до кладбища. Его новая часть – «Город Ангелов». У ворот нас встретил Азамат Тарканович Сабанов, руководитель государственного казенного учреждения «Бесланское мемориальное кладбище». Он представил свою сотрудницу Марину Алексеевну Пак. У нее здесь на кладбище дочь похоронена. Она еще возглавляет паломническую службу в женском Богоявленском монастыре и подтвердила, что загруженность гостевых келий у них в обители, что называется, под завязку. Настойчиво накрапывал дождик. В небольшом административном здании рядом со входом на погост в кабинете Азамата (долго настаивал – чтоб без отчества) сели для знакомства и прояснения причин встречи. Чуть позже к нам присоединились два заместителя главы АМС Правобережного района г. Владикавказа – Анжела Георгиевна Дигурова (сама была в заложниках) и Зарина Таймуразовна Айларова. Подошли к памятнику спецназовцам. Обошли захоронения, в зависимости от вероисповедания надгробия ориентированы в противоположные стороны. Здесь захоронены не все погибшие, в школе учились дети и из сельских поселений, родственники пожелали их упокоить в родных местах. Мы узнали, не скажу уже теперь точно от кого, что у республиканских властей есть намерение объединить мемориальное кладбище со «спортивным, – как местные говорят, – залом», законсервированной школой и центром профилактики терроризма. Это будет, как ТАСС сообщало еще в 2021 г., «Международный культурно-патриотический Центр профилактики терроризма «Беслан. Школа №1». Реализацией проекта занимается комитет «Матери Беслана». Пока мы обсуждали разные вопросы, Феврония и Коля отправились по кладбищу пока не смерклось, отснять погребения. Замы главы с кем-то созванивались и сообщили, что нас ждут в школе, или, точнее сказать, в том, что осталось от школы и спортзала после событий 2004 г.

Мемориал жертвам теракта в Беслане.  При подъезде первой бросилась в глаза монументальная немалых размеров белокаменная церковь (в честь новомучеников) в древнерусском стиле и колокольня красного кирпича перед ней, еще не обложенная камнем. Колокола уже висят. Как сообщили замы главы, церковь уже передана на баланс епархии. Рядом справа длинное двухэтажное здание самой школы № 1 под новой коричневой крышей. Вход в школу со стороны улицы замурован кирпичом, крыльцо осталось. У школьной стены – небольшой каменный крест на кубическом основании с надписью: «Храм сей в честь и славу святых Новомучеников и Исповедников Российских на месте гибели невинно убиенных Отроков и Младенцев бесланских основан 20 августа (2 сентября) 2010 г. Благословением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, чин основания совершен архиепископом Ставропольским и Владикавказским Феофаном, в присутствии сонма боголюбивых чад Русской Православной Церкви». До того несколько раз в наименовании храма от местных, с кем общались, людей слышал: храм в честь новомучеников бесланских. На билборде, что на выходящем во двор торце школьного здания, читаю призыв: «Построим храм бесланских младенцев!» Рядом его изображение. Спортзал – остов стен без крыши с пустыми проемами больших окон. Всюду по окнам и где только можно, игрушки – большие и маленькие. Отдельно на полу несколько десятков открытых бутылок с водой. По центру зала – высокий деревянный поклонный Крест и цветы. Перед Крестом справа и слева песчаные подсвечники. Поставили свечи. Спели «Вечную память». По стенам портреты погибших детей и тех, кто их защищал. Вижу на глазах О.А. слезы. Коля потом тоже признавался, что получил гнетущее впечатление. Тамара Габоевна поделилась, что двадцать лет приезжает сюда, но рана не заживает.

Позже посетили Георгиевский храм у железнодорожного вокзала, где настоятелем протоиерей Сергий Мальцев, он благочинный. Своеобразный человек. Встретил осторожно, сдержанно. Но по мере общения он как-то что-то, вроде, оттаивал, а в конце было понятно, что расставаться вовсе не торопится. С Габоевной они в хороших давнишних отношениях, и оба были рады встрече. В дороге к Беслану мы вели разговоры р том, что хорошо бы семинаристам привезти осетинских пирогов именно из Осетии. И при прощании матушка вынесла нам несколько больших пирогов, которые, как выяснилось, они заказали специально для нас, но предложить их нам в постный день стеснялась-сомневалась. Приговор был единодушным: мы – путешественники, пилигримы».

16 июня – возвращаемся в Краснодар, в Минеральных Водах заехав в Покровский собор поклониться мощам преподобного Феодосия Кавказского.

Из рапорта архимандрита Трифона митрополиту Григорию: «На всех встречах целью было ознакомление с опытом работы мемориальных кладбищ г. Владикавказа и г. Беслана, а также формой административно-правового управления данными объектами. Надеемся, что полученная информация станет основой для обсуждения в администрации Краснодара, в Общественной палате Краснодарского края, в Южном филиале института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачёва с тем, чтобы подготовить законодательную инициативу по преобразованию краснодарского некрополя – во Всесвятский мемориал «Память поколений».

Статья написана ladaivasko

Комментарии (2)

  1. Вячеслав
    Вячеслав на | | Ответить

    Спаси Господи за эту публикацию!

  2. Игорь
    Игорь на | | Ответить

    Замечательные записки, по существу, без украшений, искренне. Так батюшка всегда и писал. Вечная память!
    Спасибо и рабе Божией Февронии за труды!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели