Ирина Марченко: на Великорецком крестном ходе ты начинаешь меняться…


Великорецкий крестный ход – один из самых продолжительных и древних крестных ходов в России. Обретение иконы святителя Николая Чудотворца произошло в 1383 г.

Великорецкий крестный ход – один из самых продолжительных и древних крестных ходов в России. Обретение иконы святителя Николая Чудотворца произошло в 1383 г. Крестьянин Агалаков из деревни Крутицы обнаружил образ на берегу реки Великой, отсюда пошло его название – Великорецкий.

В нынешнем, 2017 году, в Великорецком крестном ходе участвовало более 40 тысяч паломников. Приняла в нем участие и прихожанка нашего храма. Ниже мы помещаем интервью с Ириной Марченко, участницей крестного хода.

 Вопрос: Ирина, когда и где вы узнали о Великорецком крестном ходе?

Ответ: Несколько лет назад в одной из православных газет мне попалась статья об этом крестном ходе – была приятно удивлена, что есть такое масштабное духовное событие, за людей порадовалась, но поняла, что это не по моим силам, отложила и забыла. А тут в середине мая этого года молилась в часовне над могилой убиенного епископа Памфила, и на ум мне пришло это слово «Великорецкое». Я вспомнила о той статье, что читала, и очень сильно захотела поехать на крестный ход. Посмотрела в интернете даты, всю необходимую информацию, билеты заказала, все чудесным образом замечательно складывалось, собралась за две недели и уехала в Киров – город, откуда начинался крестный ход.

Вопрос: И как же вы готовились к такому сложному пути?

 Ответ: Постаралась собраться основательно, т.к. ехала одна. Начала, конечно, с благословения у духовника. Еще на официальном сайте Великорецкого крестного хода даются подробные рекомендации к чему готовиться и как собираться. Сильно переживала за ноги и обувь, т.к. вообще не спортсменка. Сразу не подобрала разношенной, как рекомендуют, а новая находилась тяжело и трудно. В самый, можно сказать, напряженный момент вечером накануне выезда, после того, как я уже отчаялась, взмолилась к Богу своими словами, и – через 15 минут взгляд упал на одни кроссовки. Они мне подошли и оказались именно такими, какие я искала.

Вопрос: Как вы добирались?

 Ответ: Самолетом из Краснодара в Москву, где с Ярославского вокзала отправлялся поезд на Киров. Меня устраивало, что была возможность ночь поспать, передохнуть, набраться сил. Да и в поездах я люблю ездить, давно не ездила. В дороге познакомилась с людьми, которые тоже направлялись на крестный ход. В Кирове их встречали родственники. По милости Божией они и меня довезли до места назначения. Кстати, при выходе из поезда было видно, что таких как я, с рюкзаками, ковриками и прочим снаряжением – достаточно много, почти весь поезд.

Вопрос: Как начинался крестный ход?

 Ответ: В этом году начало крестного хода совпало с Троицкой родительской субботой, поэтому в 7.00 в Успенском кафедральном соборе отслужили панихиду, за которой прихожане и паломники смогли помолиться об упокоении душ усопших родных и близких.

Затем в храме Успения Пресвятой Богородицы началась Божественная литургия. Богослужение возглавили митрополит Вятский и Слободской Марк, епископ Уржумский и Омутнинский Леонид, а также епископ Яранский и Лузский Паисий. Архиереям сослужили духовенство Вятской митрополии и соседних епархий.

Запомнились наставления в проповеди – помогать в пешешествии ближнему, быть внимательными особенно к женщинам и детям, уступать места на ночевках, а надо сказать маленьких детей было очень много, даже в колясках и грудничков. После молебна все двинулись по улицам Кирова под торжественный звон колоколов. Впереди – Великорецкая икона Николая чудотворца, хоругви. Я увидела людскую реку. И если до того видела на картинках, то тут воочию всё оказалось гораздо масштабнее и впечатлительнее. Лица людей светились, все шли в приподнятом настроении, готовые ко многим трудностям. И я пошла вместе с ними, испытывая радость приобщения к великому событию, разделяя чувства идущих рядом. С первых шагов крестного хода начались молитвы. И это непередаваемое ощущение, когда ты слышишь повсюду молитвы – одна группа начинает акафист Святителю Николаю, другая где-то в середине, а третьи уже заканчивают. Это ощущение, что ты находишься в центре молитвы. Хвалебное пение крестоходцев не умолкало.

Целый день мы шли по асфальту. Первый мозоль не заставил себя долго ждать. Его обнаружила на первой же стоянке. Рядом на привале раба Божия Татиана, помнить её буду всегда, дай Бог ей здоровья. Она посоветовала мне, не дожидаясь новых мозолей, заклеить лейкопластырем все пальцы. Так я и сделала, чем смягчила тяготы ходьбы. А погода порадовала, была прекрасной: солнечная, сухая, теплая, не жаркая. В первый день мы прошли 19,5 км, я «чуть не умерла», потому что испытала сразу всю тяжесть продолжительной ходьбы. Не хотелось ни пить, ни есть, чувствовалась только усталость, очень хотелось спать.

Вопрос: А как вы отдыхали, где размещались?

Ответ: Основная часть людей размещается в своих палатках. Мне повезло, я попала в здание местного техникума, нашлось, что называется, последних полтора квадрата для меня – на полу, в раздевалке.

Крестный ход имеет передвижную камеру хранения, куда сдают те вещи, которые понадобятся только на отдыхе и ночевке. 900 руб. стоит оплата хранения для вещей и 500 руб. – для палатки на весь крестный ход. Первый день я шла с рюкзаком и от того было тяжелее. На второй день, наученная тяготами ходьбы, сдала рюкзак в камеру хранения. А с собой взяла только самое необходимое – коврик для промежуточного отдыха, воду, шоколадки и орешки.

Спала «без задних ног», только ноги всё равно побаливали. Подъем был ранний в два часа ночи – надо было двигаться дальше, впереди нас ждал самый трудный переход – 36,5 км.

И этот день для меня был, пожалуй, самым молитвенным. Когда мне становилось совсем тяжело, я читала Иисусову молитву и тем спасалась, это придавало мне сил и уверенности на каждом километре.

Вопрос: Каков состав крестного хода?

 Ответ: Люди шли самые разные, от мала до велика. С разных регионов и городов России, даже были из Сербии. Познакомилась с русской семьей из Ирландии. Они оказались в составе группы, которая ходит уже много лет. Но они тоже шли первый раз, их позвали друзья из этой группы. Все участники крестного хода, с кем довелось общаться, очень доброжелательные, приветливые люди, готовые всегда помочь. Познакомилась я с молодыми паломницами из Питера Юлией и Ириной, тезкой моей. Они напугали меня трудностями поиска ночлега следующего дня, т.к. в том селе, где мы должны были остановиться в следующий раз, нет ни школы, ни техникума. Весь день я думала об этом, потому что было очень тяжело идти, я такого не ожидала. Честно сказать, я даже боялась не дойти. Где-то в середине дня Господь послал мне помощника. Когда мы проходили огромные лужи, я попросила одного из паломников подать мне руку. Так я преодолела эту грязь, дальше в пути мы разговорились. Он рассказал, что ходят они уже давно, у него это уже десятый, можно сказать, юбилейный крестный ход и у них есть свои палатки. Я попросилась к ним в группу и дальше продолжила путь уже с ними. Группа к тому же оказалась интересной – международной, с замечательными, доброжелательными людьми из разных точек света – Москвы, Питера, Суздаля, Сербии, Ирландии.

Вопрос: Какова общая продолжительность пути?

 Ответ: Шесть дней – 150 км. Три дня – путь в сторону села Великорецкого – 82 км; один день празднования и отдыха в самом селе и два дня обратного пути – это 68 км.

Вопрос: Что больше всего запомнилось во время крестного хода?

 Ответ: Как молилась и как болели ноги, и как были добры ко мне люди. Причем, все, кто встречались мне на пути, были настоящими христианами и помогали, кто водой, кто лейкопластырем, кто кипятком для чая, кто угощал едой – помнятся огурцы у бабушки в деревне Загарье.

Запомнился праздник 6 июня в селе Великорецком. Литургии продолжались одна за другой, а самую позднюю на берегу реки Великой, с тысячами паломников, возглавил сам Патриарх. По доброй традиции причащаться принято каждому паломнику – участнику крестного хода. Днем была ярмарка, было очень много разных товаров. Своим родным и близким я купила памятные подарки: платочки из льна. Было много вкусных угощений, мне запомнились яблоки в карамельной глазури.

А самое-самое удивительное – это то, что всегда пели птички, шел ли дождь, светило ли солнце, дул ли ветер – они всегда пели, это ли не чудо, они подпевали нам всякий раз, когда мы читали акафист.

Вопрос: Из села Великорецкого вы как возвращались?

 Ответ: Собиралась уехать из Великорецкого в Киров автобусом (есть и такая возможность), но меня уговорили мои новые друзья на обратный путь с ними. Опять был ранний подъем, вышли в два часа ночи. И нас ждали впереди 34 км. После пройденного пути мне уже было не так страшно, потому что меня окружали хорошие, отзывчивые люди, подбадривали и тем помогали идти. В группе мы сдружились. Конечно, усталость чувствовалась, но всё переносилось значительно легче, как мне об этом и рассказывали люди, которые  ходили уже не первый год.

Четвертый день был разный, с утра была спокойная погода, а к обеду налетел сильный проливной дождь, реки воды сильно мешали идти, так как было скользко, особенно на подъемах. После обеда выглянуло опять солнце. Но к тому времени, несмотря на тяжесть в ногах и усталость, я смогла выпрямить голову и стала обращать внимание на красоты нашей матушки-Руси, стала видеть леса, поля, пашни, закат, красивые облака. И начала, наконец, фотографировать. Дошли мы до села Мурыгино, где переночевали в доме семьи гостеприимного Владимира.

На шестой день предстояли последние 34 км, из них по асфальту порядка 25 км.  Целый день моросил  дождь, то сильнее, то тише, но было ветренее. Случалось, что ноги отказывались идти, а дождь льет, не перестает, и нужно для восстановления сил останавливаться и делать привал. Садишься на мокрую траву, пытаешься накрыться клеенкой. Клеенку все время сносит ветром. Оставляешь ее в покое, просто пытаешься перекусить, не обращая внимания на дождь и ветер. И надо сказать, в этот день я съела самую для себя вкусную кильку – в томатном соусе на белом хлебе. Это были последние припасы еды. Дождь, усталость, проголодалась, шквалистый ветер, привал на мокрой траве, всё вокруг мокрое. И не смотря ни на что, мы пытались – и у нас получилось – зажечь горелки, подогреть себе чаю и съесть эту знатную, привезенную из Краснодара кильку. Теперь я знаю разницу хождения по земле и по асфальту. По земле – легче, и не забирает столько сил, как асфальт. И потом даже в городе я старалась идти по земляной обочине. А самое главное, что даже под дождем мы не переставали молиться и еще успели два раза прочесть акафист Святителю Николаю. Появлялось чувство приближающейся разлуки и никому не хотелось расставаться, поступали шуточные предложения продолжить крестный ход еще на пару дней.

Самым трудным оказался соблазн уже в городе, когда оставались последние километры, а тяжесть в ногах была просто пудовой, сесть на троллейбус и доехать до монастыря, где крестный ход заканчивался. Но это значило бы – сдаться перед самим собой и святителем Николаем. Благодаря людям, идущим рядом, их поддержке нашла в себе силы соблазн преодолеть и обрести радость победы.

Вопрос: И как завершился крестный ход – и для вас, и для всех?

 Ответ: Вся наша группа дошла в полном составе, слава Богу! Собрались у храма в очереди к иконе святителя Николая, подтянулись последние, в том числе и я. Все мы хотели поблагодарить Святителя за приобщение к такому великому событию, за доброе общение со всеми, кого Господь посылал на этом нелегком пути, за духовное укрепление для будущей жизни, за встретившиеся тяжести и радости.

Дойдя до иконы, от переполнивших меня чувств, и от тяжести, и от радости, что всё-таки дошла, я расплакалась. Я буду помнить это всю жизнь. Каждый раз, когда рассказываю обо всем, что со мной происходило, у меня наворачиваются слезы. Вот и сейчас…

На лицах людей видна была радость. Все дошли, все бодры, преисполнены благодарности к Святителю, к Богу.

Вопрос: Еще пойдете?

 Ответ: Обязательно! Планирую на следующий год. Во время крестного хода внутри появляются такие чудесные ощущения, я бы даже сказала – чудодейственные. И ты начинаешь меняться. Происходят некие внутренние тонкие метаморфозы, которым я сама удивилась. Еще раз хочу отметить своих новых друзей и людей – участников хода. Они там какие-то совсем другие и – настоящие.

 

Интервью подготовил АТ

Фото: Ирина Марченко, Владимир Смирнов, Игорь Власов, Валерий Темников, Михаил и Марина Козловы, Мельник Андрей, Ирина и Александр Давыдовы (Ирландия), Марина Перанович (Сербия)

Пресс-группа Всесвятского храма г. Краснодара

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Статья написана trifon54

Комментарии (2)

  1. Марина
    Марина на | | Ответить

    Замечательная статья, спасибо!

  2. Ирина
    Ирина на | | Ответить

    Спасибо

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели