Поездка в Гомель и Стародуб

С 15 по 22 ноября 2019 г. наша прихожанка Марина Бравкова, активный исследователь жизни и деятельности приснопамятного епископа Памфила (Лясковского), могила которого находится на Всесвятском погосте Краснодара, побывала в местах архиерейского служения владыки с первого его назначения.

26 декабря 1921 г. архимандрита Памфила возводят в сан епископа Стародубского, викария (1) Черниговской епархии. Где, кем и при каких обстоятельствах была совершена его архиерейская хиротония пока остается невыясненным. Но уже в первой половине 1923 г., владыка Памфил арестован и выслан в Архангельскую область, о чем говорят архивные документы (2).

После хиротонии в его окормление попали Стародубский и Мглинский уезды Гомельской губернии (на тот момент – РСФСР). Подчинялся же он, как викарий, епископу Черниговскому Пахомию (Кедрову) (1876-1937 гг.). Накануне Пасхи 1922 г., епископ Пахомий выпустил информационный лист, где сообщает о семи викариях в Киевской епархии и о трёх – в Черниговской: «Епископ Иоанн Конотопский и Н.-Северский, живущий в г. Конотопе, Преосвященный Николай, Епископ Сосницкий и Борзенский, живущий в г. Чернигове, и Преосвященный Памфил, Епископ Стародубский и Мглинский, живущий в г. Стародубе» (3).

Надо сказать, что в те годы, каждый, кто принимал епископский сан, обрекал себя на добровольное страдание и мучения. Большевики, стремясь уничтожить Православную Церковь, старались, прежде всего, обезглавить кафедры и удар нанести по епископату. Так и архиепископ Пахомий испытал гонения, аресты, ссылки и заключение. Канонизирован Русской Православной Церковью Заграницей (РПЦЗ) в чине священномучеников (память 15 мая). А в свое время владыка Пахомий – с сентября 1916 г. до назначения его в 1917 г. епископом Черниговским – и сам занимал викарную кафедру Стародубского епископа. После него эту кафедру – еще до назначения туда владыки Памфила – возглавлял будущий священноисповедник митрополит, а тогда епископ, Николай (Могилевский) (причислен к лику святых Русской Православной Церковью в 2000 г.). Владыка Николай в 1912-13 гг. исполнял обязанности инспектора Полтавской духовной семинарии, а ректором семинарии в те годы был архимандрит Памфил (Лясковский).

В результате территориального деления в 1919 г. Стародубский викариат географически находился не в Черниговской губернии (Украина), а в Гомельской губернии РСФСР. Ныне Гомельская область – это уже Беларусь. Территория же бывших Стародубского и Мглинского уездов в свое время вошла в состав Брянской области (Россия). Практика показывает, что архивные дела, если они и существуют (множество уничтожено), стоит искать повсюду, в т.ч. и в гомельских архивах. Таковых два: Государственный архив Гомельской области (ГАГО) и бывший партархив – Государственный архив общественных объединений Гомельской области (ГАООГО).

Чтобы попытаться понять, какая тогда была общественная атмосфера, и что пришлось пережить молодому епископу в период правления Стародубским викариатством, было принято решение ехать в Гомель. С надеждой получить новую историческую информацию.

Обращаемся к Марине Бравковой с вопросом.

– Вы довольны поездкой? Какая у вас сложилась картина от работы в гомельских архивах?

– Сама поездка, как и другие поездки, связанные с поиском документов о владыке Памфиле, прошла на одном дыхании, без малейших затруднений. И даже те организационные нестыковки, которые могли возникнуть изначально, словно по чьему-то мановению сложились в единый пазл. В целом поездка получилась продуктивной. Стала понятнее обстановка, в которой владыке пришлось начинать свое служение. Это было время изъятия церковных ценностей и зарождения обновленческого раскола, поддерживаемого властями. Можно сказать, власти его и создали. И поскольку в 1918 г. духовные консистории (4), у которых были свои архивы, прекратили существование, то поиск документов имеет смысл вести в отчетах партийных органов. Именно оттуда давались команды по борьбе с церковью и ее служителями. Итак, годы 1922-й и 1923-й, как уже было упомянуто, – это время изъятия церковных ценностей и зарождение обновленческого раскола. Как раз в эти годы епископ Памфил возглавлял Стародубское викариатство.

– Вы ведь даже, слышал, приняли участие в заседании епархиальной исторической комиссии?

– В Гомель я приехала 15 ноября. Пересадка в Брянске, где чудом успела на отходящий буквально через 7 минут автобус. Следующий рейс был бы вечером, и тогда я бы не успела на заседание церковно-исторической комиссии Гомельской епархии. Работа комиссии проходила под председательством викарного епископа Светлогорского Амвросия (Шевцова).

Об этом мероприятии накануне отъезда из Краснодара я узнала благодаря переписке с секретарем комиссии Андреем Ананьевым. Написала ему, что еду в их края, а он и пригласил посетить заседание комиссии. Я с радостью откликнулась на предложение Андрея. Хотелось встретиться с ее участниками, среди которых историки и церковные исследователи, рассказать о епископе Памфиле и испросить помощи в поиске документов и информации, касающейся убиенного владыки. Тем более, что рассмотрение моего отосланного ранее запроса к ним, было включено в повестку дня как раз этого заседания комиссии. Я очень благодарна владыке Амвросию и всем членами комиссии за внимание и доброе отношение.

Именно там, я узнала, что в субботу работают Гомельские архивы, которые обычно закрыты в выходные дни. Оказалось, что рабочий день назначен взамен ранее устроенного выходного 8 ноября (7-го они по-прежнему празднуют день октябрьской революции). Даже это было промыслительно, так как дни поездки ограниченны, и один день поиска по моим расчетам выпадал бы. С большой благодарностью вспоминаю участницу заседания – Ирину Адамовну Грищенко, преподавателя кафедры социально-гуманитарных и правовых дисциплин Гомельского государственного технического университета имени П.О. Сухого (ГГТУ). Она мне очень помогла сориентироваться в архивах, уделила внимание моим вопросам, рассказала немного о городе, его достопримечательностях и истории Гомеля. Так же благодарю участника заседания Юрия Михайловича Страдомского, за помощь и поддержку в нашем поиске.

Таким образом, я благополучно начала работу в архивах в субботу. А в воскресенье, отправилась в Стародуб, чтобы познакомиться с городом, где жил владыка, посмотреть, как сейчас живет Стародуб и его жители, побывать в старинных храмах и пообщаться с духовенством…

– Как вы узнали о протоиерее Димитрии Красногорском и о том, что он служил в Стародубе при владыке и помогал ему?

– Слышала от насельника Троице-Сергиевой лавры иеромонаха Памфила, который также интересуется жизнью и деятельностью епископа Памфила. Я стала искать контакты тех, кто мог бы дать информацию о Мглинском и Стародубском уездах. В итоге вышла на сайт «Мглинский край». Связалась с администратором Евгением Ивановичем Ломако. Он-то меня и сориентировал по сайту и подсказал, что есть на нем информация о протоиерее Димитрии Красногорском и немного о владыке Памфиле. Ему тоже большая благодарность за участие, он поделился своим опытом поисков и контактами, которые очень помогли. Протоиерей Димитрий был священником Разрытовского Свято-Троицкого Покровского женского монастыря (село Разрытово Мглинского уезда).  Его туда благословил праведный Иоанн Кронштадтский, связь с которым о. Димитрий поддерживал до самой кончины святого. Иконой мученицы царицы Александры, являющейся небесной покровительницей основательницы обители княгини Александры Голицыной, за год до своей смерти Иоанн Кронштадтский благословил монастырь. В 1922 г. монахинь разогнали.

Дальше приводим текст с сайта «Мглинский край»:

«После разгона Разрытовского монастыря протоиерей Димитрий Красногорский служил в городе Стародубе при епископе Памфиле. Владыка Памфил (Лясковский) рукоположен во епископа Стародубского, викария Черниговской епархии 26 декабря 1921 г. В 1923 г. он был арестован, а кафедральный собор Стародуба захвачен и передан властями обновленцам, после чего отец Димитрий с матушкой Екатериной Даниловной и дочерью Марией поселился в городе Унече. Димитрий Красногорский умер в 1935 г. и похоронен на унечском городском кладбище. Рядом с ним покоится его супруга Екатерина и преданная им инокиня Елизавета» (5).

– Об отце Димитрии, – продолжает Марина Бравкова, – хочется рассказать отдельно и, конечно, гораздо больше, как о пастыре от начала до конца дней своих преданного служению Богу и людям. Поэтому большим счастьем для меня было познакомиться и встретиться с родственницей отца Димитрия – с Людмилой Дмитриевной Гончаровой. Она написала книгу «Земля предков. Очерки по истории Черниговской и Брянской земель». Вышеприведенный текст является цитатой из этой ее книги. Благодаря нескольким, но очень важным строкам, упомянутым в ее труде, история стародубского периода жизни владыки Памфила, стала более понятной.

– Какое впечатление оставила поездка в Стародуб?

– Дорога из Гомеля в Стародуб непростая, с несколькими пересадками, с нестыковками в рейсах автобусов. Но опять же, все управилось, думаю, по молитвам владыки Памфила – самым лучшим образом. В Стародуб я попала, когда воскресные службы в храмах подходили к концу. Сама не знаю, как успела пройти по всем храмам, и к радости застать везде настоятелей.

Стародуб – городок интересный, видно, что старинный. Местность несколько холмистая. Это придает ему особый колорит, некую загадочность. Церквей до закрытия было около двадцати, а сейчас, как мне сказали, осталось всего три, остальные уничтожены. В них я и побывала. На месте Ново-Никольского кафедрального собора, где, видимо, чаще всего служил епископ Памфил, сейчас рынок. Напротив него стоит храм Рождества Христова. Здесь служит отец Олег Мартынюк, он же благочинный Стародубского церковного округа. Удалось побеседовать. Приход Богоявленской церкви возглавляет настоятель иерей Алексий Куликов. В церкви во имя Святителя Николая настоятелем иерей Едесий Куриленко.

Хотя времени на общение было немного, но смогли поговорить о главном. Я рассказывала про епископа Памфила и о том, что именно в Стародубе началось его архиерейское служение, а у нас в Краснодаре – закончилось, мученической кончиной.

Батюшки к услышанному отнеслись со вниманием, для них период служения владыки Памфила в Стародубе не известен, как, собственно, не известна информация и о самом владыке, мы обменялись контактами. Особую благодарность хочется выразить отцу Едесию и матушке его Наталье. У них на приходе меня окружили теплом и заботой. Горячий чай со сладостями в холодный день придали бодрости. А еще прихожанка храма на своей машине подвезла на вокзал, буквально за минуту до отправления автобуса в Клинцы. Оттуда, еще раз пересев в Новозыбкове, я под ночь вернулась в Гомель. Иначе трудно представить, как бы и добиралась, если б не успела на автобус в Стародубе.

Впереди предстояли следующие четыре насыщенных дня работы в архивах. И тут все сложилось с Божией помощью более чем хорошо. К моему приезду в Гомель сюда были направлены письма с запросами от нашего краснодарского прихода храма Всех Святых.

Работники архивов оказывали всяческую поддержку. Павел Михайлович Черный, директор Государственного архива Гомельской области (ГАГО) лично несколько раз подходил и спрашивал, как идет поиск, все ли хорошо. И директор Государственного архива общественных объединений Гомельской области (ГАООГО) Наталья Юрьевна Абрамова, также предложила всевозможную помощь. Сотрудники читальных залов, были активными и внимательными помощниками. Всем огромное спасибо. Благодаря совместным усилиям, удалось просмотреть немалое количество дел. Из них я достаточно познакомилась с общей ситуацией того, как разворачивалось изъятие церковных ценностей, что происходило тогда в Стародубском уезде, и как готовился обновленческий раскол в самой Гомельской губернии.

Благодаря архивным документам и данным, услышанным в устной беседе при встрече с лаврским иеромонахом Памфилом, складывается картина, что владыка Памфил обновленческому расколу противостоял. Был тверд и на своем стоял. Пытаясь избавиться от сильного архиерея тихоновского направления, обновленцы в начале 1923 г. издали указ о признании епископа Памфила «вредным», как они его определили, в пределах епархии и даже запретили в Гомельской епархии служить. Своим указом они решили отправить его в епархию Пермскую. Жаловались обновленцы и на то, что от владыки Памфила невозможно было дождаться рукоположения даже в диаконы. До этого момента была попытка назначить его для возглавления самочинного обновленческого Уфимского епархиального управления. Однако владыка такого назначения не принял. 16 января 1923 г. БашНКВД (6) зарегистрировал новое Уфимское епархиальное управление (УЕУ). Имя епископа Памфила в его составе не упо­минается. Отсутствует в сообщении и сама должность председателя УЕУ. Очевидно, к этому моменту выяснилось, что епископ Памфил в Уфу не приедет (7). В итоге 5 апреля он был задержан и помещен в холодный и сырой стародубский арестный дом с последующей отправкой по этапу в ссылку – в г. Яренск Архангельской губернии сроком на два года (8).

До последнего момента в Стародубе при владыке находился уже упомянутый протоиерей Димитрий Красногорский, который покинул город лишь после ареста владыки и передачи кафедрального собора обновленцам. Факт того, что владыка Памфил был арестован именно в апреле, косвенно подтверждают и документы дела, хранящегося в Государственном архиве Брянской области «О составлении описи церковного имущества Ново-Николаевской соборной церкви г. Стародуба и передаче его на хранение попечительскому совету этого храма» (9). Собор, в котором служил владыка. Документ составлен в конце апреля 1923 г. Но имя епископа Памфила там уже не упоминается. Будучи под арестом, в сентябре 1923 г. владыка пишет заявление в комитет помощи политическим заключенным, с просьбой передать квитанцию от 1-го июня 1923 г. и доверенность Е.М. Зверевой для получения отобранных у него в ГПУ книг. Документ подписан: «Епископ Стародубский Памфил Александрович Лясковский» (10).

То есть из всего следует, что владыка как был рукоположен во епископа Стародубского, викария Черниговской епархии, так и остался с неизменным титулом до самой ссылки.

– Что удалось найти по обновленческому расколу в архивах?

– Интересный документ найден в архиве ГАООГО. В отчете по состоянию работы Стародубской уездной организации РКПб на 1 ноября 1923 г., а это уже несколько месяцев после ареста владыки Памфила, говорится: «Церковное движение не затронуло уезда… Новой церкви крестьяне не признают и отмахиваются от всякого Церковного управления…». Обновленцы пытались привлечь крестьян на свою сторону ложными чудесами «…взгреть и поднять религиозное чувство населения путем обновления икон и т.п., что не увенчалось успехом. Крестьянское население, даже религиозное, отнеслось к этому весьма равнодушно, и мероприятия административных органов быстро ликвидировали эту попытку» (11).

На территории тогдашней Украины распространение обновленческого раскола шло значительно медленнее, чем в российских епархиях. И хотя постепенно возникали отдельные обновленческие группы, этот процесс тормозился как епархиальными архиереями и их викариями, так и особенно позицией патриаршего экзарха митрополита Михаила (Ермакова). 2-4 сентября 1922 г. состоялось так называемое Киевское совещание (12) – собрание архиереев, клириков и мирян православных епархий Украины, которое официально называлось «Заседание членов Киевского православного церковного Собора». Проведение Собора было назначено в Киеве на 1 сент. 1922 г., но он был запрещен властями. Однако успевшие прибыть на Собор делегаты смогли провести совещание. Кроме прочего, совещание отмежевалось от обновленческой группы «Живая Церковь». На нем, а также на состоявшемся на следующий день совещании епископов под председательством митрополита Михаила, принимал активное участие и епископ Черниговский Пахомий (Кедров). На тот момент на Украине не было ни одного епископа-обновленца.

Все факты, касающиеся служения владыки Памфила в Стародубском уезде, собранные по крупицам из многочисленных источников, указывают лишь на то, что он смог в той очень непростой ситуации выстоять, как и многие другие. Но даже тех, кто по каким-то причинам вынужден был принять обновленчество, нам не дано судить. Ведь причины могли быть самые разные: просто не владение ситуацией, безвыходное положение, а иногда это было единственным способом остаться со своей паствой.

Меньше полутора лет владыка Памфил служил в Стародубе, поиск документов по этому периоду оказался достаточно долгим, нелегким и трудоемким. Видимо, и тут есть промысел Божий: в процессе поиска происходят новые встречи, обмен информацией. О владыке узнали и приняли участие в поиске информации много новых людей. Никто не остался равнодушен. Если кто и не обладал необходимой информацией, – пытался помочь советом или предлагал контакт других людей, кто может помочь.

А на обратном пути удалось побывать еще и у мощей преподобного Олега Брянского. Чудотворные мощи святого князя из Воскресенского храма перенесли в Брянский кафедральный собор Святой Троицы в 2012 г. Несмотря на то, что эти храмы совершенно разные, один старинный, древней архитектуры и с особенным состоянием души в нем, а второй новый и величественный, везде было чувство присутствия святого. В обоих храмах душе было тепло и уютно. Покидала я Брянск с чувством спокойствия и молитвенной поддержки святого. С этим чувством благополучно и вернулась домой.

Примечания

1 – Викарий в Православной Церкви (викарный епископ, викарный архиерей) – епископ, не имеющий своей епархии и помогающий в управлении правящему епархиальному епископу, – практически то же самое, что хорепископ. Викарию может делегироваться в управление часть епархии в определённых границах – викариатство (викариат). В титулах епархиальных и викарных архиереев имеется различие – епархиальный архиерей носит «двойной» титул (например, «митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский»), а викарный – «одинарный» (например, «архиепископ Истринский»). Однако в данной статье упоминается документ, в котором викарные архиереи имеют двойное титулование (см. примечание 3).

2 – ГАРФ, ф. 8409, оп .1, д. 148, стр. 86. Помощь политическим заключенным. Алфавитный справочник с 1923 по 1926 гг.

3 – Пахомий (Кедров), архиепископ Черниговский и Нежинский: Материалы к биографии / Составитель, автор вступительной статьи А.Ф. Тарасенко. Чернигов: РИК «Деснянська правда», 2006. С. 134-135.

4 – Духо́вная консисто́рия – орган епархиального управления в Русской Православной Церкви в Синодальный период, находившийся в ведении правящего архиерея и действовавший под его началом в качестве совещательного и исполнительного учреждения. Духовную консисторию составляли присутствие и канцелярия. Согласно статье 1 Устава, изданного в 1843 г.: «Духовная консистория есть присутственное место, через которое, под непосредственным начальством епархиального архиерея производятся управление и духовный суд в поместном пределе православной российской церкви, именуемом епархией». Духовные консистории были упразднены в 1918 г., в связи с изменением государственного строя и отделением Церкви от государства. https://ru.wikipedia.org/wiki/Духовная_консистория

5 – Гончарова Л.Д. Земля предков. Очерки по истории Черниговской и Брянской земель. Рязань, издатель Ситников, 2011 г. Стр. 187. Поселение образовалось в 1887 г. после строительства в Мглинском уезде Черниговской губернии железнодорожной станции «Унеча» на линии Брянск-Гомель.

6 – Баш. НКВД – так указано в циркуляре №1 от 6 января 1923 г. о Уфимском епархиальном управлении (УЕУ), подписанном прот. П. Яковлевым, который опубликован в журнале «Церковный рассвет» (№1-2 за 1923 г.).

7 – Киреева Н.А. Русская Православная Церковь и советское государство с октября 1917 по 1928 гг. (на материалах Уфимской губернии – Башкирской АССР).

8 – ГАРФ, ф. 8409, оп .1, д. 148, стр. 86. Помощь политическим заключенным. Алфавит-справочник с 1923 по 1926 гг.  Запись: «Лясковский Петр. Яренск Архангельской губ. 2 г.».

9 – ГАБО, ф.1400, оп.1, д.58.

10 – ГАРФ, ф. Р-8409, оп. 1, д. 28, л. 175.

11 – ГАООГО ф. 1, оп. 1, д. 1821, л. 170.

12 – В.В. Бурега. Киевское совещание 1922 года. Православная энциклопедия. Т. 33. С. 393-396. http://www.pravenc.ru/text/1684579.html

Сокращения

ГАБО – Государственный архив Брянской области.

ГАГО – Государственный архив Гомельской области.

ГАООГО – Государственный архив общественных объединений Гомельской области.

ГАРФ – Государственный архив Российской Федерации.

Список иллюстраций

  1. Стародуб. Дореволюционный снимок.
  2. Епископ Памфил (Лясковский).
  3. Герб г. Стародуба.
  4. Архиепископ Пахомий (Кедров).
  5. Заседание церковно-исторической комиссии Гомельской епархии 15 ноября 2019 г.
  6. Протоиерей Димитрий Красногорский.
  7. Праведный Иоанн Кронштадтский.
  8. Ново-Никольский кафедральный собор г. Стародуба. Фото 1909 г.
  9. Стародуб. Церковь Рождества Христова.
  10. Стародуб. Богоявленская церковь.
  11. Стародуб. Старо-Никольская церковь.

Фото: из интернета

Пресс-группа Всесвятского прихода г. Краснодара

Статья написана trifon54

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели